Три года назад в моей жизни случился тотальный кризис. Суть его состояла в том, что я взяла на себя слишком много обязанностей, и мне казалось, мой корабль переполнен и вот-вот пойдет ко дну. Возможно, так оно и было бы, но на счастье в этот момент я встретилась с идеями минимализма.
Минимализм призывал избавиться от лишнего, я понимала, что именно это мне и нужно в данный момент, но сомневалась: можно ли мне, верующей, так уж увлекаться этим новомодным течением?
Хотела бы почитать высказывания священников о минимализме. Интернет на мой запрос не выдал ровным счетом ничего.
Поэтому я решила провести собственное расследование, результаты которого привожу ниже. Напротив каждого принципа минимализма описываю православную позицию по данному вопросу:
1. Отделять главное от второстепенного. Этот принцип православию не противоречит, Христос говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
2. Избавляться от хлама и не покупать ненужных вещей. В православной традиции это тоже добродетель, а для хранения хлама есть специальный термин – «мшелоимство». Этот грех упоминается в последней из вечерних молитв «Молитвослова».
3. Вещи, которые окружают, должны приносить пользу и (или) радовать нас. В этом пункте, вернее, во второй его части, минимализм расходится с православием. «Чей ум привязан к какой-либо земной вещи, тот не любит Бога» - писал святой Максим Исповедник. Но аскетизм более свойственен монахам, а людям, живущим в миру, иметь вещи, облегчающие быт, не возбраняется. Главное, не делать из этого культа.
4. Любить мы должны не вещи, а людей. Тут вообще без комментариев: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:39).
5. Отказываться от пустых отношений. Еще псалмопевец царь Давид предупреждает: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1:1).
6. Нужно следить за здоровьем. Здоровье – дар Божий, и этот дар нужно беречь и умножать. Обжорство, пьянство и блуд – смертельные грехи, направленные против тела. Самоубийство – самый страшный грех, потому что человек как бы швыряет в Лицо Бога Его дар. Но – здоровье не должно быть самоцелью и предметом культа.
7. Нужно вести списки доходов и расходов и вообще самодисциплинироваться. Христианин – это воин, а воину нельзя без дисциплины. Конечно, отслеживать движение финансов для православного не главное, но все-таки заповедям не противоречит.
Таким образом, минимализм, на мой взгляд, в целом не противоречит православию. Он поможет верующему избавиться от греха мшелоимства (если таковой имеется), тем самым освобождая время и силы на действительно важные вещи, каковыми для христианина являются ежедневное внимательное чтение молитв и Священного Писания, посещение богослужений и благотворительность. Человек, не покупающий и не хранящий лишнего, имеет больше возможностей помогать другим людям и собственной душе.
В общем, минимализм можно использовать как внешнюю оболочку православия. В нем конкретно проработано разумное построение современной жизни. Православие пока этим похвастать не может – «Домострой», увы, уже слишком устарел. Так что я считаю, что православный человек вполне может строить свою повседневную жизнь в соответствии с принципами минимализма.
Хотя на истину в последней инстанции я не претендую.