Картина Босха "Извлечение камня глупости" 1475-1480. Дубовая доска, масло, 48 х 35 см. Прадо, Мадрид.
Посреди унылого пейзажа разместилось непонятно как оказавшаяся здесь компания из четырех человек. За столиком сидит, собственно, сам Лубберт - глупец, который просит удалить камни из своей головы (lubber- имя нарицательное, обозначающее слабоумного или кастрацию ума). Рядом "мастер" делающий операцию по удалению камней, как фокусник на ярмарке достающий цветы из пустого рукава, достает лилии из надреза на голове. Хирург- шарлатан, о чем свидетельствует перевернутая воронка на его голове - аллюзия обмана. Цветок - ярмарочный фарс.
Стоящие рядом две фигуры отождествляют собой заблуждения: монах - пьяница с кувшином вина в руке и женщина с книгой на голове, это жена крестьянина, представляет собой ложные знания (знание не внутри, а снаружи).
Во всех своих картинах Босх прибегает к символике, как здесь расположение деревянных башмаков - кломпов, в центре под глупцом и шарлатаном, указывает на союз лжи и глупости.
Если присмотреться то в пейзаже появляется изображение виселицы, как знака неизбежной расплаты, может быть не на этом свете, на том точно. Расплаты за ложь, глупость, пьянство - грехи в целом.
Кинжал, проткнувший кошелек глупца, означает аферу.
Картина написана в формате тондо - круг, знак всеобщности, всемирности, которым художник подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.
Надпись на картине, высеченная золотыми буквами, означает, что шарлатанство по Босху - неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости.