Электровоз ВЛ23 разработан в 1954 году на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Он планировался как замена тогда вовсю работавшему на дорогах МПС СССР ВЛ22, выпуск которого был начат еще перед Великой Отечественной. Своё обозначение электровоз получил в соответствии с осевой нагрузкой в 23 тонны на ось.
Первые два экспериментальных электровоза (ВЛ23-001 и ВЛ23-002) были построены в начале 1956 года. Один из них ВЛ23-001 дожил до наших дней. Но об это чуть позже. Серийный выпуск электровозов начался с 1958 года и продолжался до 1961 год. Всего было выпущено 489 штук. Выпуск осуществлялся только на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
Я буду приводить полные технические характеристики локомотива, а также новые конструктивные наработки и особенности его эксплуатации, все его преимущества и недостатки. Скажу, что свое прозвище «утюг» он получил за слишком шумный и тряский ход.
Основными пользователями электровозов серии ВЛ23 являлись Октябрьская, Московская и Западно-Сибирская железные дороги. Списание ВЛ23 началось в середине 80-х и закончилось в середине 90-х. Отдельные экземпляры смогли проработать до начала 2000-х. И лишь совсем малое количество дожило до наших дней. Теперь подробнее об сохранившихся экземплярах.
ВЛ23-001
ВЛ23-069
ВЛ23-131
ВЛ23-243
ВЛ23-401
ВЛ23-419
ВЛ23-440
ВЛ23-456
ВЛ23-477
ВЛ23-501
Итого 10 шт.
ВЛ23-001.
Самый известный из сохранившихся до наших дней экземпляров. На текущий момент находится в Музее железных дорог России. С постройки поступил сначала на Московско-Курскую железную дорогу. Позже был передан на Южно-Уральскую, а затем на Западно-Сибирскую железную дорогу. В 1974 году был передан на Октябрьскую железную дорогу в депо Канадалакша. Где был и списан в 1987 году. Но был сохранен и поддерживался в рабочем состоянии. Хранился локомотив на базе запаса в Шушарах. После попал в музей Октябрьской железной дороге на Варшавском вокзале. А когда музей там был расформирован, локомотив, как и все экспонаты этого музея, оказались в Музее железных дорог России.
ВЛ23-069.
Следующий в нашем обзоре ВЛ23-069. Машина 1959 года постройки. Весь свой трудовой путь проработала на Московской железной дороге. Работал данный экземпляр до 2008 на маневрах. В 2008 году он получил небольшое повреждение после столкновения с одним из вагонов электропоезда, был отставлен от работы и списан. Но к счастью, не порезан. Машина до 2013 года простояла в депо Железнодорожная, где и проработала свои последние годы. В 2013 году была передана для создающегося музея в Екатеринбурге. Но пока с музеем подвижек нет, поэтому локомотив находится на б/з Дружинино. Техническое состояние и внешний вид локомотива оставляют желать лучшего.
ВЛ23-131.
Этот экземпляр от постройки также всю свою жизнь проработал на Московской железной дороге. Находился в регулярной эксплуатации до начала 2000-х. В 2004 году был передан в музей железнодорожной технике на Рижском вокзале в Москве.
ВЛ23-243.
На осень 2020 года этот локомотив является действующим. Правда, работает он не в сети РЖД, а на частном предприятии в промышленности. Конкретно в Бакальском рудоуправлении в Челябинской области. Машина от постройки сначала поступила в депо Барабинск Западно-Сибирской железной дороги. Позже с ЗСЖД была передана на Московскую ж.д. в депо Орел. И оттуда была передана в 1989 году в Бакальское рудоуправление вместе с ВЛ23-059. Последний списан и утилизирован в 90-х годах.
ВЛ23 на маневрах на промышленных путях рудоуправления.
ВЛ23-401.
Настоящий номер этого электровоза ВЛ23-297. Но это абсолютно не важно. Этот локомотив является одним из главных долгожителей на железной дороге. Локомотив находился в регулярной эксплуатации депо Орел, как минимум, на начало 2010 года, работая на маневрах. В депо Орел он попал из депо Тула, где также трудился на маневрах. Был отправлен на ремонт в депо Орел да там и остался. В апреле 2010 был отставлен от работы и передан в создающийся музей железнодорожной техники Самарского университета путей сообщения, где и находится по нынешний день.
ВЛ23-419.
На сегодняшний день этот экземпляр электровоза ВЛ23 является одним из самых старых действующих локомотивов на сети РЖД. Локомотив 1961 года постройки. Почти 60 лет ему. Изначально машина поступила на Западно-Сибирскую железную дорогу. Проработал там он недолго. И в 1962 году был передан на Московскую железную дорогу в депо Тула. А в 1973 году окончательно передан в депо Орел, где и работает по сей день на маневрах. Локомотив в 2012, 2013, 2015 и 2017 годах принимал участие в динамической экспозиции железнодорожной техники в г. Щербинка, посвященной различным юбилеям РЖД.
ВЛ23-419 на манёврах в депо Орёл
ВЛ23-440.
Локомотив-памятник. От постройки поступил на ЗСЖД, где в 1975 был передан на Октябрьскую железную дорогу, в депо Кандалакша. Проработал данный локомотив до 1996 года. После был установлен памятником в депо рядом с другим уникальным экземпляром ВЛ19-40.
ВЛ23-456.
Это последний ВЛ23 работавший на Октябрьской железной дороге в депо Ховрино. После исключения из инвентарного парка в 1998 году, локомотив не был порезан на металл. В 2000 году его установили как памятник в депо Ховрино, вместо первого советского тепловоза ЩЭЛ-1. Простоял локомотив в качестве памятника до 2013 года. В 2013 он был снят с постамента. Из него планировалось сделать мини-музей локомотивного депо. К сожалению, вопрос о создании музея забуксовал. И локомотив официально находится на реставрации. На осень 2020 года локомотив находится в подвешенном состоянии. Какова его дальнейшая судьба пока не известно. Но будем надеяться, что все задумки с локомотивом-музеем осуществятся.
ВЛ23-477 и ВЛ23-501.
Последние в нашем обзоре локомотивы. ВЛ23-477. Данный экземпляр весь свой срок эксплуатации проработал на Октябрьской железной дороге. В конце 90-х был списан и с тех пор хранится на базах запаса. Текущее его местонахождение б/з Лебяжье. Техническое состояние и внешний вид нуждаются в ремонте и реставрации.
ВЛ23-501, последний по нумерации ВЛ23. Выпущен в 1958 году. Последнее место службы локомотива Октябрьская ЖД. Оставлен от работы был в 1997 году. Сохранен. В 2000-х был передан в Новосибирский музей железнодорожной техники, где и находится по сегодняшний день.
На этом все, спасибо, что дочитали до конца. Если вы обладаете какой-то более подробной информацией по данным локомотивам, просьба написать об этом в комментариях или на почту –protopop86@yandex.ru.
А еще с вас лайк, репост и подписка на канал, если можно.