Найти тему
Однажды в Тольятти

Привет из прошлого. ПОГОДА НА ЗАВТРА. Как актёры театра "Современник" стажировались на ВАЗе

«Партийно-бытовая» пьеса, «производственная драма» и даже «производственная мелодрама» – дивные жанры соцреалистического искусства! «Цемент», «Рельсы гудят», «Чудесный сплав»… А знаменитый балет «Болт» Шостаковича? А звучащие актуально и в наши дни «Недра» и «Нефть»?

Встреча актеров театра "Современник" с рабочими строящегося ВАЗа
Встреча актеров театра "Современник" с рабочими строящегося ВАЗа

Литературно-драматическое ноу-хау страны победившего социализма со столь богатыми традициями просто не могло обойти вниманием грандиозную ударно-комсомольскую стройку, развернувшуюся в Тольятти в середине 60-х. Тем более – результат этой стройки: Волжский автомобильный завод. В октябре 1973-го на ВАЗ приехал самый прогрессивный в то время театр «Современник» – чтобы проникнуться производственным духом, окунуться в чарующий мир создания «народного автомобиля» и верно отобразить затем типы «деловых людей» в спектакле «Погода на завтра».
В то время автозавод привлекал внимание многих выдающихся деятелей искусства – артистов, музыкантов, писателей.
Расул Гамзатов, Юрий Нагибин, Даниил Гранин, Роберт Рождественский (и многие-многие другие) не просто с любопытством гуляли по главному конвейеру – набирались впечатлений, копили материал, чтобы воспеть человека труда в своих новых произведениях. В 1972 году на заводе побывал знаменитейший драматург Михаил Шатров. Для газеты «Правда» он написал целую серию репортажей о заводе и его людях. Эти наблюдения и легли в основу пьесы «Погода на завтра», за постановку которой взялся театр «Современник». Премьера спектакля готовилась к 56-й годовщине Октябрьской революции.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДЕСАНТ

Десант на ВАЗе высадился поистине грандиозный: Олег Табаков, Анастасия Вертинская, Петр Вельяминов, Олег Даль и режиссёр спектакля Галина Волчек – в 1973 году практически вся труппа «Современника» «стажировалась» в вазовских цехах: приехало 38 человек! Командировка была не слишком долгой – всего два дня. Но за это время артисты дали восемь концертов: три в ДК им.50-летия Октября и пять в конференц-залах главного корпуса. Это не считая личных бесед с работниками и руководителями. Чёткого представления о постановке, судя по всему, у «Современника» тогда ещё не было – текст пьесы, сюжетные повороты менялись в результате всех этих встреч. «Каждый участник спектакля нашёл здесь своего прототипа – героя, которого он будет играть», – рассказывала тогда корреспондентам заводской многотиражки Галина Волчек. А главные герои были такие: генеральный директор Юрий Волошин (подразумевалось – Виктор Поляков, сыграл которого Петр Вельяминов, но в жизни они не встречались), директор СКП Михаил Архангельский (Олегу Табакову предстояло воплотить образ Георгия Пеньковского), директор МСП Леонид Лавров (Андрей Мягков равнялся на Марата Фаршатова). Разговорами в цехах, общежитиях и столовых дело, кстати, не ограничивалось. Артистам дали возможность поработать на конвейере, Галина Волчек вспоминала об этом на своих творческих встречах с улыбкой: «Помню как Настя Вертинская, тяжело пыхтя и очень стараясь, всандаливала куда-то какую-то резинку... Я ей тогда ещё сказала: «Да-а-а, не повезёт тому, кто купит эту машину…»

Сцена из спектакля "Погода на завтра"
Сцена из спектакля "Погода на завтра"

После такой «производственной практики» монологи, которые произносили со сцены главные герои, должны были выглядеть особенно убедительно. Вот отрывок из выступления «директора СКП» Архангельского: «Я директор сборочно-кузовного производства. Под моим началом весь главный конвейер, я собираю автомобиль. Каждый день я ложусь в час ночи, просыпаюсь в шесть утра с одной и той же мыслью: как я сегодня буду собирать нашу малолитражку? Все ли комплектующие на месте? Пришёл ли самолет с шинами, погода ведь нелётная, и если не пришёл, как обувать машину? Вот список дефицита – 24 позиции… Что делать? Любая из них грозит остановить через час, через два главный конвейер…»
А вот выступление «директора МСП» Лаврова:
«Поменьше импульсов, побольше дела. На нашем производстве человек не волен вести себя так, как ему вздумается. Его поведение программирует технология. Тех-но-ло-ги-я! Технология – наш бог!»
Были в пьесе и персонажи отрицательные, например, некий сборщик Романов, насмехающийся над своим бригадиром Риммой Соболевой, любовно именуемой другими, сознательными подчинёнными «мамой Риммой»:
«Эта чокнутая просыпается в четыре утра, прёт за десять километров в оранжерею: цветочки для 500-тысячного. Тебя кто просил? Тебе велели? День-деньской по заводу, как бульдозер, носишься. Зачем?»…
Да, кстати, все события пьесы разворачиваются в один день – день выхода с конвейера юбилейного 500-тысячного автомобиля.

ПРЕМЬЕРА

Премьера спектакля состоялась в Москве, как и планировалось, в ноябре 1973 года. В газете «Волжский автостроитель» подробный отчёт об увиденном был опубликован за подписью начальника бюро рекламы и печати ВАЗа Владимира Гелибтермана: «Пьеса идет полтора часа без антракта. И где-то уже минут через двадцать понимаешь, что антракта не будет, ритм действия на сцене и в зале – это ритм нашего завода, нашего конвейера, для которого антракта не может быть…»
В феврале 1974 года в аэропорту Курумоч встречали хлебом-солью долгожданный «Современник». Два дня в ДК им.50-летия Октября был аншлаг. И надо сказать, что постановка во многом была на самом деле новаторской. Взять, например, идею молодого тогда еще
Иосифа Райхельгауза (он и начинающий Валерий Фокин принимали участие в постановке вместе с Галиной Волчек): на стены зрительного зала проецировалось изображение движущегося конвейера с «плывущими» по нему кузовами (кинофотослужба завода подарила театру копию документального фильма «Смена начинается в 7.30») – и с этой минуты каждый зритель словно становился участником сборочного процесса, заводчанином. В финале спектакля на сцену выезжал 500-тысячный автомобиль, который герои спектакля поднимали на руки и держали над головами.
«Познакомившись с ритмом жизни вашего многотысячного коллектива, наша труппа словно вобрала в себя часть вазовской энергии и увлеченности. За это большое спасибо вам, автозаводцы!» – благодарил тольяттинцев за теплый прием Олег Табаков.

Спектакль принимали на "ура"
Спектакль принимали на "ура"

А в сентябре того же года тольяттинцы увидели «Погоду на завтра»… на украинском языке. В постановке Одесского музыкально-драматического театра. Пьесу Михаила Шатрова тогда перевели на языки союзных республик и ставили во многих национальных театрах страны. Заводчан на спектакль привезли в трех больших автобусах-«гармошках», заполнили ползала. И… в общем, это была и другая режиссура, и другое настроение, скудные декорации, да украинскую речь понимали далеко не все. Некоторые из зала выходили… Впрочем, те, кто остался, актёрам аплодировали долго. А зам. секретаря парткома завода И. Китаев вручил главному режиссёру театра Владимиру Пахомову почётный адрес и чеканный сувенир, символизирующий всяческую дружбу.

О ЧЁМ НЕ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ

Для Станислава Садальского небольшая роль в спектакле «Погода на завтра» стала дебютной. «Я очень счастлив, что мой дебют начался именно так: с создания образа инженера такого известного предприятия, каким является Волжский автозавод», – рассказывал он в интервью заводской газете в 1974 году. Вспоминает он об этом и теперь, правда, несколько по-другому:

«Когда худсовет «Современника» принял меня в труппу театра, в Москве был страшный дефицит машин «Жигули», их продавали за две-три цены. Парторг Пётр Щербаков, директор театра Олег Табаков и главный режиссер Галина Волчек решили поставить спектакль, где в главной роли будет выступать дефицитная машина. Позвали знаменитейшего драматурга Михаила Шатрова, на сцене в то время шел его бестселлер, спектакль «Большевики», он быстренько сварганил пьесу, и, чтобы окунуться в мир создания машин, мы всей труппой поехали в Тольятти посмотреть производство в действии. Огромный конвейер производил неизгладимое впечатление – такого в СССР не было. Начинался он с голого кузова машины и, по мере продвижения, «Жигули» наполнялась начинкой, колёсами, фарами и всякой требухой, а в конце конвейера водитель садился в только что родившийся автомобиль, и начиналась обкатка. Это было грандиозно! А после окунания в процесс руководители театра и актёры «первого эшелона», естественно, по закупочной цене получали машины и запчасти. Несмотря на то, что Табаков тогда ездил на крутейшей «Волге», он тоже приобрел автомобиль для своей жены Люси Крыловой, сказав: «Пусть будет!». Игра стоила свеч. Успех спектакля в Тольятти был неимоверный!»


Но не все актёры «окунались в мир машин» с таким же упоением. Единственным, кто из всей труппы «Современника» позволил себе высказать против постановки, был Олег Даль. В спектакле у него была маленькая роль солдата, который пишет письмо директору автозавода:
«Даю Вам честное слово, что когда через три месяца демобилизуюсь, возьму путевку к Вам на завод и сагитирую весь свой взвод, а это очень надёжные парни». Требовательность Даля к художественной ценности произведения, его постоянные споры и конфликты с режиссёрами по этому поводу известны – он был человеком откровенным и говорил всё, что думает, категорично. 28 сентября 1973 года Даль, опоздавший на два часа на репетицию «Погоды на завтра» (он прилетел из Таллинна со съемок фильма «Вариант «Омега», потому и опоздал), написал в своем дневнике: «Ох, неверно все это истолкуют (один я был против пьесы), подумают – манкирую. Я не против «производственного» спектакля, я против халтуры. Держите ухо востро! Объясняю: «пьеса» написана за 20 дней. Спектакль надо поставить за 30 дней. Можно себе представить язык, мысли, чувства персонажей данного произведения. Куда катимся?!»…
Не писали газеты и о том, что искал на берегах Волги исполнитель роли директора завода Пётр Вельяминов. Спустя много лет он рассказал тольяттинской телекомпании "ЛАДА ТВ", что в 16 лет попал в лагеря по печально известной 58-й статье, якобы за соучастие в антисоветской организации:
«Мой театральный университет – лагерь, где учился я театральному мастерству. Когда отсидел уже восемь лет и ожидал освобождения, меня перевели с Севера на строительство Куйбышевской ГЭС. Разместили в бараках в поселке Моркваши. Приехала комиссия с начальником режима смотреть нас на предмет участия в освобожденном театральном ансамбле. И меня взяли, несмотря на мои серьезные статьи, я проработал там до января 1952-го года. Мы ездили по лагпунктам. Потом по режимным соображениям меня освободили от участия в ансамбле... Помню, мы строили больницу, там я работал уже сантехником. Когда я приехал в Тольятти, уже играя спектакль «Погода на завтра» в «Современнике», помню, я все искал то место, где строил. Но этот центральный лазарет Кунеевлага, этот медпункт найти было уже невозможно»...

Спектакль "Погода на завтра" на сцене театра "Современник". Фото: Анатолий Гаранин
Спектакль "Погода на завтра" на сцене театра "Современник". Фото: Анатолий Гаранин

…Вот такие интересные дела творились в нашем городе. Кстати, именно в тех 70-х началась дружба Галины Волчек и Владимира Каданникова, который в качестве начальника цеха знакомил артистов с производством. Потом это знакомство вылилось в ещё одно сотрудничество – изготовление автомобиля «Карл» для постановки «Три товарища». Но это, как говорится, уже совсем другая история.

  • Все фото из открытых источников и принадлежат их авторам