«Партийно-бытовая» пьеса, «производственная драма» и даже «производственная мелодрама» – дивные жанры соцреалистического искусства! «Цемент», «Рельсы гудят», «Чудесный сплав»… А знаменитый балет «Болт» Шостаковича? А звучащие актуально и в наши дни «Недра» и «Нефть»?
Литературно-драматическое ноу-хау страны победившего социализма со столь богатыми традициями просто не могло обойти вниманием грандиозную ударно-комсомольскую стройку, развернувшуюся в Тольятти в середине 60-х. Тем более – результат этой стройки: Волжский автомобильный завод. В октябре 1973-го на ВАЗ приехал самый прогрессивный в то время театр «Современник» – чтобы проникнуться производственным духом, окунуться в чарующий мир создания «народного автомобиля» и верно отобразить затем типы «деловых людей» в спектакле «Погода на завтра».
В то время автозавод привлекал внимание многих выдающихся деятелей искусства – артистов, музыкантов, писателей. Расул Гамзатов, Юрий Нагибин, Даниил Гранин, Роберт Рождественский (и многие-многие другие) не просто с любопытством гуляли по главному конвейеру – набирались впечатлений, копили материал, чтобы воспеть человека труда в своих новых произведениях. В 1972 году на заводе побывал знаменитейший драматург Михаил Шатров. Для газеты «Правда» он написал целую серию репортажей о заводе и его людях. Эти наблюдения и легли в основу пьесы «Погода на завтра», за постановку которой взялся театр «Современник». Премьера спектакля готовилась к 56-й годовщине Октябрьской революции.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДЕСАНТ
Десант на ВАЗе высадился поистине грандиозный: Олег Табаков, Анастасия Вертинская, Петр Вельяминов, Олег Даль и режиссёр спектакля Галина Волчек – в 1973 году практически вся труппа «Современника» «стажировалась» в вазовских цехах: приехало 38 человек! Командировка была не слишком долгой – всего два дня. Но за это время артисты дали восемь концертов: три в ДК им.50-летия Октября и пять в конференц-залах главного корпуса. Это не считая личных бесед с работниками и руководителями. Чёткого представления о постановке, судя по всему, у «Современника» тогда ещё не было – текст пьесы, сюжетные повороты менялись в результате всех этих встреч. «Каждый участник спектакля нашёл здесь своего прототипа – героя, которого он будет играть», – рассказывала тогда корреспондентам заводской многотиражки Галина Волчек. А главные герои были такие: генеральный директор Юрий Волошин (подразумевалось – Виктор Поляков, сыграл которого Петр Вельяминов, но в жизни они не встречались), директор СКП Михаил Архангельский (Олегу Табакову предстояло воплотить образ Георгия Пеньковского), директор МСП Леонид Лавров (Андрей Мягков равнялся на Марата Фаршатова). Разговорами в цехах, общежитиях и столовых дело, кстати, не ограничивалось. Артистам дали возможность поработать на конвейере, Галина Волчек вспоминала об этом на своих творческих встречах с улыбкой: «Помню как Настя Вертинская, тяжело пыхтя и очень стараясь, всандаливала куда-то какую-то резинку... Я ей тогда ещё сказала: «Да-а-а, не повезёт тому, кто купит эту машину…»
После такой «производственной практики» монологи, которые произносили со сцены главные герои, должны были выглядеть особенно убедительно. Вот отрывок из выступления «директора СКП» Архангельского: «Я директор сборочно-кузовного производства. Под моим началом весь главный конвейер, я собираю автомобиль. Каждый день я ложусь в час ночи, просыпаюсь в шесть утра с одной и той же мыслью: как я сегодня буду собирать нашу малолитражку? Все ли комплектующие на месте? Пришёл ли самолет с шинами, погода ведь нелётная, и если не пришёл, как обувать машину? Вот список дефицита – 24 позиции… Что делать? Любая из них грозит остановить через час, через два главный конвейер…»
А вот выступление «директора МСП» Лаврова: «Поменьше импульсов, побольше дела. На нашем производстве человек не волен вести себя так, как ему вздумается. Его поведение программирует технология. Тех-но-ло-ги-я! Технология – наш бог!»
Были в пьесе и персонажи отрицательные, например, некий сборщик Романов, насмехающийся над своим бригадиром Риммой Соболевой, любовно именуемой другими, сознательными подчинёнными «мамой Риммой»: «Эта чокнутая просыпается в четыре утра, прёт за десять километров в оранжерею: цветочки для 500-тысячного. Тебя кто просил? Тебе велели? День-деньской по заводу, как бульдозер, носишься. Зачем?»…
Да, кстати, все события пьесы разворачиваются в один день – день выхода с конвейера юбилейного 500-тысячного автомобиля.
ПРЕМЬЕРА
Премьера спектакля состоялась в Москве, как и планировалось, в ноябре 1973 года. В газете «Волжский автостроитель» подробный отчёт об увиденном был опубликован за подписью начальника бюро рекламы и печати ВАЗа Владимира Гелибтермана: «Пьеса идет полтора часа без антракта. И где-то уже минут через двадцать понимаешь, что антракта не будет, ритм действия на сцене и в зале – это ритм нашего завода, нашего конвейера, для которого антракта не может быть…»
В феврале 1974 года в аэропорту Курумоч встречали хлебом-солью долгожданный «Современник». Два дня в ДК им.50-летия Октября был аншлаг. И надо сказать, что постановка во многом была на самом деле новаторской. Взять, например, идею молодого тогда еще Иосифа Райхельгауза (он и начинающий Валерий Фокин принимали участие в постановке вместе с Галиной Волчек): на стены зрительного зала проецировалось изображение движущегося конвейера с «плывущими» по нему кузовами (кинофотослужба завода подарила театру копию документального фильма «Смена начинается в 7.30») – и с этой минуты каждый зритель словно становился участником сборочного процесса, заводчанином. В финале спектакля на сцену выезжал 500-тысячный автомобиль, который герои спектакля поднимали на руки и держали над головами.
«Познакомившись с ритмом жизни вашего многотысячного коллектива, наша труппа словно вобрала в себя часть вазовской энергии и увлеченности. За это большое спасибо вам, автозаводцы!» – благодарил тольяттинцев за теплый прием Олег Табаков.
А в сентябре того же года тольяттинцы увидели «Погоду на завтра»… на украинском языке. В постановке Одесского музыкально-драматического театра. Пьесу Михаила Шатрова тогда перевели на языки союзных республик и ставили во многих национальных театрах страны. Заводчан на спектакль привезли в трех больших автобусах-«гармошках», заполнили ползала. И… в общем, это была и другая режиссура, и другое настроение, скудные декорации, да украинскую речь понимали далеко не все. Некоторые из зала выходили… Впрочем, те, кто остался, актёрам аплодировали долго. А зам. секретаря парткома завода И. Китаев вручил главному режиссёру театра Владимиру Пахомову почётный адрес и чеканный сувенир, символизирующий всяческую дружбу.
О ЧЁМ НЕ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ
Для Станислава Садальского небольшая роль в спектакле «Погода на завтра» стала дебютной. «Я очень счастлив, что мой дебют начался именно так: с создания образа инженера такого известного предприятия, каким является Волжский автозавод», – рассказывал он в интервью заводской газете в 1974 году. Вспоминает он об этом и теперь, правда, несколько по-другому:
«Когда худсовет «Современника» принял меня в труппу театра, в Москве был страшный дефицит машин «Жигули», их продавали за две-три цены. Парторг Пётр Щербаков, директор театра Олег Табаков и главный режиссер Галина Волчек решили поставить спектакль, где в главной роли будет выступать дефицитная машина. Позвали знаменитейшего драматурга Михаила Шатрова, на сцене в то время шел его бестселлер, спектакль «Большевики», он быстренько сварганил пьесу, и, чтобы окунуться в мир создания машин, мы всей труппой поехали в Тольятти посмотреть производство в действии. Огромный конвейер производил неизгладимое впечатление – такого в СССР не было. Начинался он с голого кузова машины и, по мере продвижения, «Жигули» наполнялась начинкой, колёсами, фарами и всякой требухой, а в конце конвейера водитель садился в только что родившийся автомобиль, и начиналась обкатка. Это было грандиозно! А после окунания в процесс руководители театра и актёры «первого эшелона», естественно, по закупочной цене получали машины и запчасти. Несмотря на то, что Табаков тогда ездил на крутейшей «Волге», он тоже приобрел автомобиль для своей жены Люси Крыловой, сказав: «Пусть будет!». Игра стоила свеч. Успех спектакля в Тольятти был неимоверный!»
Но не все актёры «окунались в мир машин» с таким же упоением. Единственным, кто из всей труппы «Современника» позволил себе высказать против постановки, был Олег Даль. В спектакле у него была маленькая роль солдата, который пишет письмо директору автозавода: «Даю Вам честное слово, что когда через три месяца демобилизуюсь, возьму путевку к Вам на завод и сагитирую весь свой взвод, а это очень надёжные парни». Требовательность Даля к художественной ценности произведения, его постоянные споры и конфликты с режиссёрами по этому поводу известны – он был человеком откровенным и говорил всё, что думает, категорично. 28 сентября 1973 года Даль, опоздавший на два часа на репетицию «Погоды на завтра» (он прилетел из Таллинна со съемок фильма «Вариант «Омега», потому и опоздал), написал в своем дневнике: «Ох, неверно все это истолкуют (один я был против пьесы), подумают – манкирую. Я не против «производственного» спектакля, я против халтуры. Держите ухо востро! Объясняю: «пьеса» написана за 20 дней. Спектакль надо поставить за 30 дней. Можно себе представить язык, мысли, чувства персонажей данного произведения. Куда катимся?!»…
Не писали газеты и о том, что искал на берегах Волги исполнитель роли директора завода Пётр Вельяминов. Спустя много лет он рассказал тольяттинской телекомпании "ЛАДА ТВ", что в 16 лет попал в лагеря по печально известной 58-й статье, якобы за соучастие в антисоветской организации: «Мой театральный университет – лагерь, где учился я театральному мастерству. Когда отсидел уже восемь лет и ожидал освобождения, меня перевели с Севера на строительство Куйбышевской ГЭС. Разместили в бараках в поселке Моркваши. Приехала комиссия с начальником режима смотреть нас на предмет участия в освобожденном театральном ансамбле. И меня взяли, несмотря на мои серьезные статьи, я проработал там до января 1952-го года. Мы ездили по лагпунктам. Потом по режимным соображениям меня освободили от участия в ансамбле... Помню, мы строили больницу, там я работал уже сантехником. Когда я приехал в Тольятти, уже играя спектакль «Погода на завтра» в «Современнике», помню, я все искал то место, где строил. Но этот центральный лазарет Кунеевлага, этот медпункт найти было уже невозможно»...
…Вот такие интересные дела творились в нашем городе. Кстати, именно в тех 70-х началась дружба Галины Волчек и Владимира Каданникова, который в качестве начальника цеха знакомил артистов с производством. Потом это знакомство вылилось в ещё одно сотрудничество – изготовление автомобиля «Карл» для постановки «Три товарища». Но это, как говорится, уже совсем другая история.
- Все фото из открытых источников и принадлежат их авторам