Найти тему
Добрый Репетитор

5 вопросов о Тотальном диктанте

Оглавление

Что это такое? Откуда взялось? Зачем это надо и надо ли вообще?

Обложка книги "Хрестоматия тотального диктанта от Быкова до Яхиной".
Обложка книги "Хрестоматия тотального диктанта от Быкова до Яхиной".

Добрый день, уважаемые читатели! Читала недавно книгу «Хрестоматия Тотального диктанта от Быкова до Яхиной», читала с интересом. Книга понравилась, я не пожалела, что купила её. А покупала хрестоматию я для того, чтобы просто почитать все тексты Тотального диктанта, ничего большего я от книги не ждала.

Однако в сборнике перед собственно текстами диктантов оказалось немало полезной информации о Тотальном диктанте. Решила поделиться информацией с вами – вдруг у кого-то есть вопросы, а тут моя статья)))

5 вопросов о Тотальном диктанте

Где и когда родился Тотальный диктант?

В 2004 году в Новосибирском государственном университете 150 человек под диктовку преподавателя истории написали отрывок из «Войны и мира» Л. Н. Толстого.

Как Тотальный диктант стал тотальным?

В 2005 году диктант в том же Новосибирском университете писали уже 235 человек. В 2010 году мероприятие стало общегородским (присоединились другие вузы, библиотеки, школы). Количество участников выросло до 2400. Важный момент – текст для диктанта был специально написан Борисом Стругацким, известным фантастом. И – главное! – о диктанте сообщили федеральные СМИ. Информация и реклама в наши дни – самые мощные двигатели любого процесса. Судите сами: в 2018 году ТД (Тотальный диктант) писали уже в 1021 населённом пункте. И не только в России!

Откуда берутся тексты для Тотального диктанта?

Специальный Экспертный совет ТД ежегодно выбирает автора для следующего диктанта. И каждый раз это не просто известный писатель, а человек, чьё мнение о современных проблемах интересно многим.

2010 год – Борис Стругацкий
2011 – Дмитрий Быков
2012 – Захар Прилепин
2013 – Дина Рубина
2014 – Алексей Иванов
2015 – Евгений Водолазкин
2016 – Андрей Усачёв
2017 – Леонид Юзефович
2018 – Гузель Яхина
2019 – Павел Басинский
2020 – Андрей Геласимов

Интересный факт: каждый раз нужен не 1 текст, а целых 4 варианта текста (по сути, 4 разных текста на одну тему). Дальний Восток – Сибирь – европейская часть Росии + большинство других стран – Северная и Южная Америка. Все должны быть в равных условиях, поэтому Экспертный совет (вместе с автором, конечно) дорабатывает предложенные варианты, делает их равными по сложности. Орфограммы, пунктограммы – всё подробно разбирается, объясняется в комментариях для проверяющих. Учитываются все возможные варианты расстановки знаков препинания.

Тотальный диктант – обычный школьный или сверхсложный?

Ни то ни другое. Стандартный школьный диктант (по конкретной теме или обобщающий) практически не допускает вариантов ни в пунктуации, ни в орфографии. Задача школьного диктанта – отработать правила правописания и проконтролировать учащихся. К живому русскому языку выхолощенные тексты школьных диктантов имеют отдалённое отношение.

Тексты Тотального диктанта, напротив, отражают современное состояние Великого и Могучего. Это «человеческий синтаксис», предполагающий иногда много вариантов расстановки знаков препинания даже в рамках одного предложения. Впрочем, все варианты учтены заранее (смотри пункт 3). Получается, хорошо написать ТД сложнее, чем привычный школьный? Да. Пятёрки по ТД получает в среднем 2% от общего числа писавших. Четвёрок, кстати, намного больше.

Зато писать ТД гораздо интереснее: здесь и азарт, и отсутствие карательных мер в случае неудачи, и элемент соревновательности (если пишешь ТД вместе с друзьями).

В 2010 году текст Тотального диктанта написал Борис Стругацкий
В 2010 году текст Тотального диктанта написал Борис Стругацкий

Зачем вообще нужен Тотальный диктант?

Во-первых, ТД выполняет просветительскую задачу. Это мощный стимул совершенствования (а для кого-то и изучения!) русского языка. И те, кто диктант собирается писать, и проверяющие, и даже авторы текстов – все обязательно заглянут в справочники, освежат подзабытые школьные правила (до диктанта или после – не так важно).

Во-вторых, ТД – инструмент для научных исследований. Результаты диктанта анализируются филологами. Ведь язык – живой организм, в нём постоянно появляются новые слова, синтаксические структуры, которые иногда не регламентированы правилами. Как современные носители языка «видят» текст, созданный «здесь и сейчас»? Это важный вопрос. Анализ результатов ТД – это не только ежегодный срез уровня грамотности, но и материал для авторов учебников, пособий по русскому языку. На конференции ТД с каждым годом собирается всё больше лингвистов, методистов, преподавателей. Среди них и члены Орфографической комиссии РАН.

Наконец, ТД – это своеобразный интеллектуальный флешмоб, участие в котором повышает статус участника и в собственных глазах, и в глазах окружающих.

Уважаемые читатели! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ - надеюсь, вы найдёте полезную информацию на моём канале!

Читайте статью "Общие темы по русской литературе ХХ века".

Всем хорошего настроения и желания читать книги!