Что это такое? Откуда взялось? Зачем это надо и надо ли вообще?
Добрый день, уважаемые читатели! Читала недавно книгу «Хрестоматия Тотального диктанта от Быкова до Яхиной», читала с интересом. Книга понравилась, я не пожалела, что купила её. А покупала хрестоматию я для того, чтобы просто почитать все тексты Тотального диктанта, ничего большего я от книги не ждала.
Однако в сборнике перед собственно текстами диктантов оказалось немало полезной информации о Тотальном диктанте. Решила поделиться информацией с вами – вдруг у кого-то есть вопросы, а тут моя статья)))
5 вопросов о Тотальном диктанте
Где и когда родился Тотальный диктант?
В 2004 году в Новосибирском государственном университете 150 человек под диктовку преподавателя истории написали отрывок из «Войны и мира» Л. Н. Толстого.
Как Тотальный диктант стал тотальным?
В 2005 году диктант в том же Новосибирском университете писали уже 235 человек. В 2010 году мероприятие стало общегородским (присоединились другие вузы, библиотеки, школы). Количество участников выросло до 2400. Важный момент – текст для диктанта был специально написан Борисом Стругацким, известным фантастом. И – главное! – о диктанте сообщили федеральные СМИ. Информация и реклама в наши дни – самые мощные двигатели любого процесса. Судите сами: в 2018 году ТД (Тотальный диктант) писали уже в 1021 населённом пункте. И не только в России!
Откуда берутся тексты для Тотального диктанта?
Специальный Экспертный совет ТД ежегодно выбирает автора для следующего диктанта. И каждый раз это не просто известный писатель, а человек, чьё мнение о современных проблемах интересно многим.
2010 год – Борис Стругацкий
2011 – Дмитрий Быков
2012 – Захар Прилепин
2013 – Дина Рубина
2014 – Алексей Иванов
2015 – Евгений Водолазкин
2016 – Андрей Усачёв
2017 – Леонид Юзефович
2018 – Гузель Яхина
2019 – Павел Басинский
2020 – Андрей Геласимов
Интересный факт: каждый раз нужен не 1 текст, а целых 4 варианта текста (по сути, 4 разных текста на одну тему). Дальний Восток – Сибирь – европейская часть Росии + большинство других стран – Северная и Южная Америка. Все должны быть в равных условиях, поэтому Экспертный совет (вместе с автором, конечно) дорабатывает предложенные варианты, делает их равными по сложности. Орфограммы, пунктограммы – всё подробно разбирается, объясняется в комментариях для проверяющих. Учитываются все возможные варианты расстановки знаков препинания.
Тотальный диктант – обычный школьный или сверхсложный?
Ни то ни другое. Стандартный школьный диктант (по конкретной теме или обобщающий) практически не допускает вариантов ни в пунктуации, ни в орфографии. Задача школьного диктанта – отработать правила правописания и проконтролировать учащихся. К живому русскому языку выхолощенные тексты школьных диктантов имеют отдалённое отношение.
Тексты Тотального диктанта, напротив, отражают современное состояние Великого и Могучего. Это «человеческий синтаксис», предполагающий иногда много вариантов расстановки знаков препинания даже в рамках одного предложения. Впрочем, все варианты учтены заранее (смотри пункт 3). Получается, хорошо написать ТД сложнее, чем привычный школьный? Да. Пятёрки по ТД получает в среднем 2% от общего числа писавших. Четвёрок, кстати, намного больше.
Зато писать ТД гораздо интереснее: здесь и азарт, и отсутствие карательных мер в случае неудачи, и элемент соревновательности (если пишешь ТД вместе с друзьями).
Зачем вообще нужен Тотальный диктант?
Во-первых, ТД выполняет просветительскую задачу. Это мощный стимул совершенствования (а для кого-то и изучения!) русского языка. И те, кто диктант собирается писать, и проверяющие, и даже авторы текстов – все обязательно заглянут в справочники, освежат подзабытые школьные правила (до диктанта или после – не так важно).
Во-вторых, ТД – инструмент для научных исследований. Результаты диктанта анализируются филологами. Ведь язык – живой организм, в нём постоянно появляются новые слова, синтаксические структуры, которые иногда не регламентированы правилами. Как современные носители языка «видят» текст, созданный «здесь и сейчас»? Это важный вопрос. Анализ результатов ТД – это не только ежегодный срез уровня грамотности, но и материал для авторов учебников, пособий по русскому языку. На конференции ТД с каждым годом собирается всё больше лингвистов, методистов, преподавателей. Среди них и члены Орфографической комиссии РАН.
Наконец, ТД – это своеобразный интеллектуальный флешмоб, участие в котором повышает статус участника и в собственных глазах, и в глазах окружающих.
Уважаемые читатели! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ - надеюсь, вы найдёте полезную информацию на моём канале!
Читайте статью "Общие темы по русской литературе ХХ века".
Всем хорошего настроения и желания читать книги!