Найти в Дзене

ПБ21. Политбюро 21. Самый первый пассажирский электровоз.

ПБ 21 или Политбюро с нагрузкой от оси на рельс ось 21 тонну. Единственный электровоз, произведенный в далеком 1934 году можно увидеть и сейчас.

ПБ21. Политбюро 21.
ПБ21. Политбюро 21.
Пассажирский электровоз ПБ-21. Характеристики.
Пассажирский электровоз ПБ-21. Характеристики.

Ошибка в наименовании выпускавшего завода. Должен быть написан Коломенский завод. Также вместо тягового двигателя должно быть написано ДСЭ-680/2, поскольку двигатели были сдвоенные. Считается, что в те года это был самый мощный в Европе электровоз и самым скоростным в СССР.

ПБ21. Архивное фото. 1934 год.
ПБ21. Архивное фото. 1934 год.

На архивном фото мы можем увидеть не современную автосцепку, а так называемую упряжь и три розетки межэлектровозного соединения, что позволяло следовать в системе многих единиц. Сбоку можно увидеть песочные бункера. Под каждый бункер была установлена форсунка песочницы. От нее отходила труба к колесной паре.

ПБ21. Архивное фото.
ПБ21. Архивное фото.

На электровозе появилась звезда, где появилась надпись Политбюро и портреты. Через окошко мы можем увидеть контроллер машиниста.

ПБ21. Архивное фото. Колесная формула 2-3-2.
ПБ21. Архивное фото. Колесная формула 2-3-2.

Формула 2-3-2 подразумевает две ведущих колесных пары. Присутствует дышло и две тележки. Тележка бегунковая, как на паровозах, позволяющая лучше проходить кривые. На каждой оси ведущих колесных пар стоит сдвоенный электромотор мощностью 680 кВт. С часовой мощностью локомотива 2040 КВт. Тяговые усилия передавались через промежуточный полый вал на скользящие по спицам колесного центра подпружиненные упоры. Поэтому в этом узле часто ломались пружины. Из-за разброса характеристик сдвоенных тяговых двигателей часто ломались упругие связи на лицевой части промежуточного вала. Воздействие на рельсы от колесных пар было, как и у обычного грузового электровоза, несмотря на опорно-рамный привод. Поэтому использование ПБ-21 ничем не отличалось от ВЛ-22М с измененными редукторами, но на ПБ было впервые использовано реостатное торможение. На всех осях ПБ-21 применены роликовые подшипники.

ПБ-21. Механизм выравнивания бегунковой тележки после выхода из кривой.
ПБ-21. Механизм выравнивания бегунковой тележки после выхода из кривой.
ПБ21. Архивное фото. На черно-белом фото не видно, что электровоз покрашен в голубой цвет.
ПБ21. Архивное фото. На черно-белом фото не видно, что электровоз покрашен в голубой цвет.
ПБ21. Оригинальный цвет.
ПБ21. Оригинальный цвет.

Первая обкатка электровоза была осенью по маршруту Москва – Загорск. После чего началась грузинская эпопея электровоза.

ПБ21. Перегон Хашури – Тбилиси.
ПБ21. Перегон Хашури – Тбилиси.

После успешной обкатки электровоз перед Великой Отечественной войной был приписан к депо Москва-3, а потом ближе к 1942 года оказался в Пермском крае. Ближе к 1954 году он вновь работал на Закавказской железной дороге, после чего спустя шесть лет был произведен первый заводской ремонт и в 1961 году был снят с эксплуатации и на замену ему пришли электровозы серии ЧС.

Контроллер машиниста ПБ21.
Контроллер машиниста ПБ21.

Если присмотреться к фото, то можно увидеть флажок для шунтировки поля. Много из приборов было снято на запчасти для электровоза Вл 22М.

ПБ 21. Проход в машинное отделение. Компрессор и мотор-вентилятор. Слева стеллажи для пусковых сопротивлений.
ПБ 21. Проход в машинное отделение. Компрессор и мотор-вентилятор. Слева стеллажи для пусковых сопротивлений.

Корпус электровоза сделан без переходных площадок, что позволяло разместить больше оборудования. Два из трех компрессоров приводились в действие бегунковыми тележками.

ПБ-21. Тормозной цилиндр.
ПБ-21. Тормозной цилиндр.
ПБ-21. Ведущие колесные пары.
ПБ-21. Ведущие колесные пары.
ПБ-21. Жалюзи вентиляции устроены, как в вагонах метро.
ПБ-21. Жалюзи вентиляции устроены, как в вагонах метро.
ПБ-21. Токоприемники с одним полозом.
ПБ-21. Токоприемники с одним полозом.
Музей Свердловск – сортировочная.
Музей Свердловск – сортировочная.

Рад, что Вам понравилась небольшая история первого и единственного пассажирского электровоза в СССР и небольшой урок по ОКЖД - Общему Курсу Железных Дорог. Поэтому буду признателен, если поставите лайки подпишитесь на новые публикации.