ПБ 21 или Политбюро с нагрузкой от оси на рельс ось 21 тонну. Единственный электровоз, произведенный в далеком 1934 году можно увидеть и сейчас.
Ошибка в наименовании выпускавшего завода. Должен быть написан Коломенский завод. Также вместо тягового двигателя должно быть написано ДСЭ-680/2, поскольку двигатели были сдвоенные. Считается, что в те года это был самый мощный в Европе электровоз и самым скоростным в СССР.
На архивном фото мы можем увидеть не современную автосцепку, а так называемую упряжь и три розетки межэлектровозного соединения, что позволяло следовать в системе многих единиц. Сбоку можно увидеть песочные бункера. Под каждый бункер была установлена форсунка песочницы. От нее отходила труба к колесной паре.
На электровозе появилась звезда, где появилась надпись Политбюро и портреты. Через окошко мы можем увидеть контроллер машиниста.
Формула 2-3-2 подразумевает две ведущих колесных пары. Присутствует дышло и две тележки. Тележка бегунковая, как на паровозах, позволяющая лучше проходить кривые. На каждой оси ведущих колесных пар стоит сдвоенный электромотор мощностью 680 кВт. С часовой мощностью локомотива 2040 КВт. Тяговые усилия передавались через промежуточный полый вал на скользящие по спицам колесного центра подпружиненные упоры. Поэтому в этом узле часто ломались пружины. Из-за разброса характеристик сдвоенных тяговых двигателей часто ломались упругие связи на лицевой части промежуточного вала. Воздействие на рельсы от колесных пар было, как и у обычного грузового электровоза, несмотря на опорно-рамный привод. Поэтому использование ПБ-21 ничем не отличалось от ВЛ-22М с измененными редукторами, но на ПБ было впервые использовано реостатное торможение. На всех осях ПБ-21 применены роликовые подшипники.
Первая обкатка электровоза была осенью по маршруту Москва – Загорск. После чего началась грузинская эпопея электровоза.
После успешной обкатки электровоз перед Великой Отечественной войной был приписан к депо Москва-3, а потом ближе к 1942 года оказался в Пермском крае. Ближе к 1954 году он вновь работал на Закавказской железной дороге, после чего спустя шесть лет был произведен первый заводской ремонт и в 1961 году был снят с эксплуатации и на замену ему пришли электровозы серии ЧС.
Если присмотреться к фото, то можно увидеть флажок для шунтировки поля. Много из приборов было снято на запчасти для электровоза Вл 22М.
Корпус электровоза сделан без переходных площадок, что позволяло разместить больше оборудования. Два из трех компрессоров приводились в действие бегунковыми тележками.
Рад, что Вам понравилась небольшая история первого и единственного пассажирского электровоза в СССР и небольшой урок по ОКЖД - Общему Курсу Железных Дорог. Поэтому буду признателен, если поставите лайки подпишитесь на новые публикации.