Наверное многие родители детей с нарушениями развития слышали про фонематический слух и про то, что при расстройствах речи и понимания он часто нарушается.
Фонематический слух - это способность различать отдельные звуки (фонемы) в человеческой речи.
Если у вас с ним порядок, то вы слышите слово, как оно было задумано. Человек с нарушением фонематического слуха путается в похожих звуках и слова для него могут звучать по-разному, из-за чего ему сложнее их запомнить, а значит понимать и самостоятельно использовать в общении ("сушка" слышится как "цушка", "шушка"). А ещё похожие по произношению слова могут звучать для него одинаково ("балкон" - "баклан"), особенно если собеседник говорит быстро.
Наиболее частое и заметное проявление нарушения фонематического слуха это упорная путаница в парных согласных, так как они похожи по звучанию:
Мой сын их тоже мешал в кучу. Поэтому, ещё когда ему было два с половиной года, я начала изобретать игры со звуками и отрабатывать их узнавание. Интересно то, что эти занятия привели к значительному улучшению понимания речи - в 2,6 понимание обращенной речи у Лёвы было в районе 15-20%, а к трём годам, то есть, за полгода звуковых тренировок 3-4 раза в неделю, оно выросло до 50%. Кому как, а я считаю, что для ребенка с сенсомоторной алалией это весьма неплохой результат. Бонусом эти игры привели к тому, что сын уже к 3 годам знал почти весь алфавит.
Что мы делали?
Мы купили магнитную азбуку, которую можно прикрепить к железной доске или холодильнику. Как вариант, можно самостоятельно вырезать буквы из плотного картона (чтоб ребёнок её, если и покалечил, то хотя б не сразу) и крепить к стене или доске канцелярскими кнопками.
Сначала нужно только показывать звуки и озвучивать их. В первую очередь берутся гласные (кроме Я, Ю, Е - они содержат 2 звука в своём составе). После их изучения идёт работа над согласными раннего онтогенеза:
На одно занятие берётся 2-3 звука. Вы берёте букву "А" и показываете её ребёнку, удерживая "А" возле лица. Затем широко открываете рот (нужно, чтобы ребёнок смотрел артикуляцию) и протягиваете: "А-А-А" секунды 3-4. Потом откладываете её в сторону и берёте следующую букву - "О". Также показываете её и тянете 3-4 секунды. Так по очереди звуки демонстрируются 2-3 раза.
Потом спрашиваете: "Покажи А", затем "Покажи О". Не страшно, если ребёнок первые 2-3 таких занятия будет путаться - это нормально, так как это новая и сложная для него информация. Если хотя бы на третьем занятии он запомнил и правильно показывает, переходите к игре у холодильника.
Вывешиваете выученные звуки на холодильник, говорите звук и ребёнок, ориентируясь на вас и свой слух, должен найти, снять произнесённую вами букву и положить её в корзинку. Как вариант, можно сделать более интерактивно - кормить игрушки звуковым "печеньем".
Важно:
1) Поначалу вывешивается только 2 звука, но со временем можно вешать, например, 3 "О" и 2 "А", усложняя задачу - так вы параллельно заставите работать внимание;
2) Согласные звуки требуют чёткого произношения - никаких "Бэ/Мэ", только "Б", "М";
3) Дети с нарушением фонематического слуха должны слышать от вас максимально чистые, громкие звуки. Если взрослый будет мямлить что-то себе под нос, малыш будет путаться и расстраиваться.
Если ребёнок НЕ запомнил и путается даже после третьего показа, значит ему этого мало и нужно будет поработать со звуками через разные игры:
- Игры с крупой. Берете дешевую крупу (можно манку, можно смесь разных круп) и складываете в коробку. В крупу зарываете звуки, которые вы учите. После этого вы предлагаете ребёнку покопаться там и отыскать их. Каждый найденный звук озвучиваете, как описано выше (буква у лица и протягиваем несколько секунд);
- Волшебный мешочек. Складываете буквы в мешочек. Ребёнок вслепую достаёт их из мешка, а вы озвучиваете. Это занятие параллельно развивает тактильную чувствительность;
- Звуковая рыбалка. Магнитные буквы вылавливаются ребёнком из воды при помощи магнитной удочки, после чего называются взрослым. Бонусом идёт развитие координации и терпения;
- Раскладка звуков по картинкам. Слабое слуховое внимание у детей с серьёзными нарушениями речи нередко выливается в плохое запоминание звукового материала. В связи с этим логопеды часто опираются на сохранный сенсор, - глаза, - и используют картинки-заместители. Малышу показывается и озвучивается картинка-символ (можно воспользоваться всё той же Новиковой-Иванцовой - ищите в поиске Яндекса среди картинок по запросам "Гласные Новикова-Иванцова", "Согласные Новикова-Иванцова").
Далее вы предлагаете разложить буквы на правильные картинки: то есть, "А" отправляется к плачущей Ане, а "О" достанется охающей Оле.
Цель этого занятия - превратить буквы из холодных символьных абстракций в эмоциональные запоминающиеся образы;
- Игры с игрушками в зависимости от интересов ребёнка
Если любит транспорт, загружаем буквы, например, в грузовик и подвозим к малышу. Он достаёт их из кузова, а вы называете.
Если любит кукол, усаживаете кукол за стол, ставите им тарелочки и предлагаете разложить "печенье" (буквы) по своему усмотрению. Ребёнок раскладывает, а вы озвучиваете.
Важно: не забывайте протягивать звуки на несколько секунд, так как короткое "А" малыш вряд ли заметит.
Такими играми можно отработать и закрепить узнавание любых звуков, если ребёнок не может их запомнить только через показ. Когда он усвоит гласные и звуки раннего онтогенеза, можно переходить к свистящим и шипящим, вводить сонорные.
После обучения через показ или через игры, надо обязательно прогонять выученное у холодильника, как я описывала выше - в этих занятиях это важнейший этап отработки фонематического слуха, так как ребёнок именно здесь больше всего слушает вас и учится распознавать звуки.
Как я уже писала выше, через полгода таких упражнений мой сын выучил почти весь алфавит и перестал путать похожие по звучанию звуки. Более того, когда в старшей группе логосада пошла работа с фонематическим слухом через определение наличия/отсутствия звука в слове, мягкости/твёрдости звуков, места звука в слове (начало, середина, конец), любые игры на "Придумай слово на букву ...", "Допиши букву", оказалось, что это не вызывает у Лёвы никаких затруднений. Такие успехи при его диагнозе я не в последнюю очередь связываю с плотной отработкой фонематического слуха ещё тогда, когда мы были практически вначале своего пути. Буду рада, если кому-нибудь эти занятия тоже помогут улучшить понимание речи или выучить буквы.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Улучшение понимания речи у детей с алалией, аутизмом и ЗПР через развитие эхоической памяти
"С логопедом/дефектологом работает, а дома ни в какую!" - как преодолеть негативизм ребёнка к домашним занятиям?
Запуск речи у алаликов и других "молчунов". Рассказываю, что помогло нам