Пару недель назад я анализировала портрет мастера акварели Владимира Гау на предмет копирования. И у меня уже есть подробный рисунок и замысел рассказа о работе с акварельной копией. Однако речь сейчас пойдет не об этом.
Прикасаясь к искусству, можно узнать много историй. Весёлых и печальных, поучительных и тех, из которых невозможно вывести мораль. Наша сегодняшняя героиня повествует грустную главу.
Итак, Екатерина была правнучкой императора Павла I
Принцесса Екатерина родилась 9 сентября 1846 года в Петербурге в браке принца Ольденбургского Петра Георгиевича с немецкой герцогиней Терезой. Отсюда мы делаем вывод, что на работе Гау ей около семи лет. Кроме этого портрета, есть ещё два — родителей девочки — выполненные в едином стиле.
Глядя на эти три портрета, созданных в один год, остаётся лишь недоумевать, отчего отца Екатерины Ольденбургской Владимир Гау тоже изображает ребенком. Но не в этом суть моего рассказа!
Девочку крестили в лютеранской церкви, по вере её матери, ведь заграничные невесты не обязаны были переходить в православие, если только не претендовали на корону. Екатерина получила прекрасное образование, говорила на русском, немецком, французском и английском языках, любила русскую литературу и изучала русскую историю.
Неудивительно, что, повзрослев, она попала сразу в два любовных треугольника
В доме принца Петра Ольденбургского часто бывал молодой граф Сергей Дмитриевич Шереметьев. Граф был пылко влюблён в Екатерину, она же была привязана к нему как к брату, доверяя даже свои сердечные тайны. Родители принимали Сергея Дмитриевича как родного, но мы знаем, что из friend zone выйти весьма трудно, и возможность частых встреч тут совсем не козырь. А Екатерина была влюблена в своего троюродного брата, да какого! Самого завидного жениха всей Европы, Великого князя Николая Александровича, наследника Российского престола. Между ними была возрастная разница, небольшая, в три года, но существенная в их летах. Впрочем, цесаревич немного подыгрывал принцессе, отмечая её ум, начитанность и душевные качества. Он даже подарил ей колечко с бирюзой, что можно было истолковать как пожелание счастья. С ним ли?..
А счастье прошло рядом и обратилось в страшную беду
В 1864 года на девушку обратила внимание императрица Мария Александровна, мать наследника престола. Она ценила любовь Екатерины к родине, её скромность и серьёзность и надеялась, что принцесса станет достойной партией для цесаревича. Но переговоры с Терезией сразу же положили конец этой истории. Сославшись на невозможность перемены конфессии для дочери, Терезия срочно начала готовить дочь к конфирмации. Причина, конечно, была не в переходе в православие, обязательном для невесты будущего царя, а в неприязненном отношении между сватьями. И кто знает, что там было на уме у Терезы, ведь когда старшая сестра нашей героини выходила замуж за сына императора Николая I, её переход в православие мать не смутил.
Цесаревичу моментально нашли невесту «в другом месте», датскую принцессу Марию Дагмар. Николай сразу полюбил принцессу, она ответила взаимностью, а бедной Екатерине досталось по-дружески выслушивать наследника престола и пытаться «полюбить его невесту».
Но это было лишь первое горе!
Внезапная смерть наследника престола от инфекции в апреле 1865 года в Ницце была последним ударом, от которого Екатерина Петровна уже не оправилась. Её затяжную и мучительную болезнь Шереметев считал самоубийством. Она действительно сделала всё, чтобы окончить свои дни поскорее. Зная, что у неё слабые лёгкие, она специально подолгу проводила время с болевшей в то время скарлатиной младшей сестрой, и в день похорон Николая уже не могла выйти из дома. Открыв нараспашку окно, больная принцесса вздыхала холодный воздух и до последнего провожала взглядом процессию, идущую за гробом своего несостоявшегося жениха и наследника престола.
Екатерина Петровна Ольденбургская скончалась летом 1866 года, девятнадцати лет в Австрии, пережив того, кого она любила, на один год. Графа Шереметева не пустили попрощаться с принцессой. Он получил от Екатерины предсмертное письмо: «Не забывай меня. Дай Бог, мы увидимся там, где будет бесконечная радость. Прощай. Тина». Ему же она завещала то самое кольцо с бирюзой, подаренное ей Николаем «на счастье». Всю жизнь Сергей Дмитриевич Шереметев хранил это письмо и это маленькое колечко.
Берегите любимых!
Ваша К. С.
Чему можно научиться при копировании портрета Екатерины Ольденбургской