Расчёт размера пенсии для подавляющего большинства пенсионеров является непроходимой чащей, в которой можно голову сломать. Не стыдитесь этого! Вы - нормальны!!! Как мне сказал однажды руководитель Липецкого отделения пенсионного фонда г-н Панарин, главные бухгалтеры предприятий сидят у него в кабинете по часу-двум, и не могут правильно рассчитать. Я своими визитами с требованиями объяснить, почему его работники рассчитали мне вот эту цифру так, а не как на самом деле должно быть, наверное, привожу его просто в ужас. Поэтому хочу научить Вас, дорогие пенсионеры, считать и проверять свою пенсию самостоятельно. Поверьте, сложного ничего нет. Просто чуть-чуть внимания.
В предыдущей статье "Почему все пенсионеры РФ получают пенсию на 20-25% ниже фактически заработанной." я объяснила, надеюсь доступным языком, какая ошибка привела абсолютно каждого получателя пенсий сегодня к занижению размера пенсионного обеспечения на 20-25% за стаж до 2002 года.
Как я говорила ранее, страховую часть пенсии за стаж, приобретённый до 2002 года, рассчитывают по 173 ФЗ, который вступил в силу 01.01.2002г. Именно расчет страховой части пенсии, заработанной до 2002 года является действующей частью этого закона на сегодняшний день. Ну и ещё его положения и расчете пенсии за период его действия с 2002 по
2014 год, базирующиеся на величине уплаченных страховых взносов. После даты 01.01.2002 г. на размер страховой части пенсии влияет только величина уплаченных работодателем за каждого из нас страховых взносов. И это нужно понять и помнить, как "Отче наш", чтобы не предъявлять требования, которые не удовлетворит ни ПФ, ни суд.Эти взносы уже проиндексированы Пенсионным фондом без нашего с Вами участия.
Для определения величины нашей пенсии ПФ обязан сделать два расчёта:
- по пункту 3 статьи 30 173 ФЗ;
- по пункту 4 статьи 30 173 ФЗ.
Из полученных значений выбирается большее, к которому добавляется фиксированная выплата от государства, индексирующаяся каждый год на уровне руководства страны.
И если в предыдущей статье мы считали страховую часть гипотетического гражданина без учёта этих страховых взносов, то теперь давайте их добавим и рассчитаем пенсию его же, но уже на сегодняшний день, но только по пункту 4 статьи 3. 173 ФЗ.
По понятным причинам я буду брать те цифры, которые сейчас применяются для расчётов, так как применение базовой части пенсии с 01.01.2002 года в размере 450 рублей по отношению к пенсионному капиталу, заработанному до конца 2001 года, пока никто не оспорил, так как почему-то на это никто не обратил внимания.
РАСЧЕТ В ПОЛНОМ СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДЫДУЩИМ ЗАКОНОМ, ВЕДЬ ЗАКОН ОБРАТНОЙ СИЛЫ НЕ ИМЕЕТ!!?
Это расчет по пункту 4.
Сегодня я бы хотела, чтобы Вы, уважаемые пенсионеры, не только уложили у себя в голове положения 4 пункта, а также вместе со мной подумали над тем, насколько верно в 173 ФЗ учли положения предыдущего 340-1 ФЗ. Ведь подавляющее большинство даже грамотных бухгалтеров, да, кстати, и сотрудников ПФ, не могут понять, откуда там берутся такие цифры и ограничения.
Чтобы было понятно всем: 4й пункт содержит в себе положения предыдущего пенсионного Закона № 340-1, и учитывает все положения о подсчете трудового стажа, которые существовали в период его действия. То есть, при определении РП по этому пункту ПФ должен учесть и учёбу в вузе, и службу в армии, и периоды ухода за детьми, и льготный северный стаж "год за полтора", короче всё, что засчитывалось раньше. Но здесь надо понимать, что у предыдущего закона были ограничения по максимальному размеру пенсии, которые звучали следующим образом: Максимальный размер пенсии не мог быть выше трехкратного размера установленной Правительством РФ минимальной пенсии. Поэтому в 4 пункте 173 ФЗ есть, скажем так, такое же ограничение. Только отражено оно в виде четко установленной суммы в размере 555 рублей 96 копеек. Откуда взялось это ограничение? Помните, в предыдущей статье я давала официальные цифры на конец 2001 года? На четвертый квартал 2001 года минимальный размер пенсии не мог быть ниже 185 рублей 32 копеек, отсюда 185,32*3=555,96. Вот откуда растут ноги у этого ограничения.Да, если гражданин до 2002 года выработал необходимый общий трудовой стаж, составлявший для женщин 20 лет, а для мужчин 25 лет и имел хорошую зарплату, его пенсия могла составлять максимальные на конец 2001 года 555,96 рублей и даже выше, если общего стажа оказывалось больше. За каждый переработанный год к установленному размеру пенсии добавлялся 1%, но не более, чем за 20 лет переработки. То есть 555,96 + 20% = 667,15.Чтобы хорошо понимать расчет размера заработанной пенсии по предыдущему законодательству, стоит обязательно сказать, что пенсия назначалась в размере 55% от получаемой в периоды трудовой деятельности заработной платы. Именно эта величина в виде Стажевого Коэффициента - СК=0,55 зафиксирована в 173 м законе, так как закон обратной силы не имеет. И именно она может быть увеличена до 0,75 (то есть на 20%) при наличии максимально возможного ОБЩЕГО ТРУДОВОГО стажа в период действия 340-1 ФЗ.
Формула для определения размера РП по пункту 4, от которой будет исчисляться пенсионный капитал застрахованного лица, проста:
Расчетная пенсия РП = зарплате ЗР, умноженной на стажевый коэффициент СК. То есть, простым языком, пенсия равнялась 55-75% получаемой гражданином зарплаты в зависимости от приобретенного общего стажа.
Наш гипотетический гражданин проработал 25 лет до 2002 года, имел неплохую зарплату за пять выбранных им любых лет подряд или за 2000-2001 годы (возьмём две средние на 2001 год 1671*2= 3342 рубля). Кроме того, поскольку он вышел на пенсию в 2015 году, то за одиннадцать лет действия 173 го закона за него перечислили в ПФ 300000 страховых взносов. Всё это отражено в его пенсионном деле, и работники ПФ обязаны по заявлению предоставить все эти цифры либо в виде справки, либо в виде расчёта, кому как из нас захочется. Но, нюанс!, он ещё до начала работы отслужил в армии два года и отучился в техникуме три года. Помним, что срок дожития Т у него установлен 228 месяцев.
Итак. считаем по 4 пункту:
РП = 1671*0,55= 919,05.
Пояснение: СК у него равен 0,55 за полный общий стаж в размере 25 лет, который требовался для мужчин. Зарплата составляла 1671 рубль. Полученная величина ограничивается цифрой 555,96 рублей. Поэтому, несмотря на полученные 919.05, расчет пенсии по 4 пункту продолжается, отталкиваясь уже от этой цифры - 555,96. То есть 919,05 идут лесом!
Но он служил в армии и учился,что дало ему пять лет дополнительного стажа. Поэтому 555,96 нужно увеличить на 5% за эти пять лет, а это уже будет 583,76. И увеличиваем её на сумму компенсационных выплат в размере 100 рублей (опять же по 173му закону). Именно эта величина будет применяться в качестве РП для расчета его ПК до 2002 года.
Считаем ПК:
(683,76 - 450)*228 = 233,76*228= 53 297,28
И это нашему товарищу ещё повезло, его расчётная пенсия оказалась больше минимальной, установленной 173м законом. У подавляющего большинства РП не дотягивает до минималки 2002 года в 660 рублей даже с учётом компенсационной выплаты.
Ведь тем же законом установлено, что минимальная пенсия с 01.01.2002 г. равна 660 рублей, из которых 450 - базовая часть, выплачиваемая государством.
Что делает ПФ, ратуя за нашу большую пенсию? Он получившуюся сумму меньше минималки в 660 рублей "дотягивает" (с барского плеча, так сказать) до тех 210 рублей, которые составляют страховую часть этой же минималки в 660 целковых минус 450 базовой части. И расчёт по 4 пункту ведёт уже от этой суммы. Что получается (причём практически для всех одинаково)?:
210*228 = 47880.
Отступления от этого правила есть. Это северяне и другие льготники, перечисленные в 27й и 28й статьях 173го закона, особенно, если одновременно трудились и на Севере, и на тяжёлых работах (тогда вступает тяжёлая артиллерия в виде п. 9 статьи 30 173 ФЗ). Но про них отдельный разговор. Ну вот ещё и наш гипотетический пенсионер оказался " в выигрыше". Бинго!
Итак, мы должны посчитать валоризацию и индексацию ПК до 2002 года. 5 лет учебы и армии и 14 лет стажа по 1990 год( 19%) + 10% для всех включительно дают цифру 29%. А коэффициент индексации составляет 5,6148165, Поэтому ПК с учётом этих величин составит:
53 297,28*1,29*5,6148165= 386 038,24
И это, несмотря на больший коэффициент валоризации. А по третьему пункту, как мы с Вами считали в предыдущей статье, если помните ПК составил 1 036 363,62 при валоризации в 24%. Как говорится, почувствуйте всю разницу из-за некорректных ограничений. Да, 113 ФЗ, действующий одновременно с 340-1 ФЗ, позволил пенсионерам не сразу, но увеличить размер получаемой пенсии, несмотря на ограничение соотношения имеющейся зарплаты к средней по стране в размере 1,2. Причем сначала это ограничение было 0,75, что практически не давало никакого выигрыша. Постепенное увеличение этого коэффициента однозначно повернуто в сторону пенсионеров, хотя многие не понимают, почему, и очень обижены, что их так "обманули", в результате чего приравняли уборщиц к инженерам высшей квалификации.
Теперь, чтобы рассчитать размер страховой части пенсии нашего гипотетического пенсионера к полученному ПК добавляются его страховые взносы: 386 038,24 + 300 000 = 686 038, 24. И уже эта цифра делится на 228 месяцев и 64,1 - стоимость пенсионного балла. И если мы без учета его работы в период 2002-20014 год в прошлой статье рассчитали его пенсионные баллы в размере более 70 (положения п.3 ст. 30 173 ФЗ), то здесь мы получаем просто более, чем странную величину в размере 46,941 балла.
На личном примере расскажу о расчете моей пенсии
по этому пункту так, как это делает сейчас ПФ РФ. 55% от моего заработка в 2000-2001 году составили более 11000 рублей. Я работала до августа 1999 года в районе Крайнего Севера, с октября 1999 года в районе с обычными условиями, как предприниматель. Мой общий трудовой стаж до 01.01.2002 г. составил 28 лет 11 месяцев 7 дней (обратите внимание, учитываются в расчете по 4 пункту только полные года): 5 лет 6 месяцев учебы в ВУЗе; 14 лет 1 месяц 15 дней работы в РКС, считающийся как год за полтора, то есть 14-1-15 + 7-0-22 = 21 год 2 месяца 7 дней общего стажа; 2 года 3 месяца в обычных условиях. Результатом расчета по 4 пункту с учетом имеющегося ограничения, расчетный размер моей пенсии составил 600 рублей 44 копейки (это вместо реально заработанных 11 000!). И это при том, что зарплата была ого-го, и стаж на 8 лет больше требуемого. Как мать двоих детей я выработала условия досрочного выхода на пенсию в 50 лет, так как мне для этого требовалось 12 календарных лет Северного стажа, но районный коэффициент не заработала, так как для его применения необходимо 15 полных календарных лет работы в РКС, а у меня, как видите - 14 с хвостиком. Что сделал ПФ? Он "дотянул" мою максимальную расчетную пенсию на 2001 год с 600,44 до 660 рублей минимальной пенсии 2002 году. И стал делать расчет. Те, кто хоть немного смыслит в экономике, думаю, сразу поймут, в чем тут ошибка. Я об этом выскажусь попозже, когда у Вас, дорогие мои читатели, в голове четко по полочкам разложится весь алгоритм расчета нашей сегодняшней пенсии. Потому что без этого Вы не сможете понять, где нас "дурят".
ЧТО ЖЕ ЕЩЕ МОЖЕТ УВЕЛИЧИТЬ ПЕНСИЮ ПО П.4?
Для тех, кто работал в регионах, где применялись районные коэффициенты, размер пенсии увеличивался с применением этого коэффициента для непроизводственных отраслей. Максимальный размер для некоторых регионов и служащих это 2,0, а для непроизводственных отраслей , соответственно, - 1,8. То есть максимальная пенсия при максимальном стаже могла составить в 2001 году 1200,87 рублей.
Но эти же значения применяются и в пункте 3 статьи 30 173 ФЗ.
Поэтому получается, что пункт 4 статьи 30 173 ФЗ введён только для того, чтобы не было претензий на тему "Закон не имеет обратной силы". Да, он учитывает те льготы и положения о подсчете общего стажа, что были до 173 ФЗ. Но имеющеюся ограничения сводят на нет все те льготы, которые нам были гарантированы предыдущим пенсионным законодательством. А пункт 3 считает стаж в календарном порядке! И никак иначе!
Скажем честно, 1200,87 для льготников по сравнению с 185,32 минимальной пенсии более, чем приличная величина. И вот тут кроется именно тот момент, почему в результате применения пункта 4 статьи 30 173 го закона совместно с пунктом 1 этой же статьи, практически мы все оказались на уровне минимальной пенсии. При расчете пенсий подавляющего количества пенсионеров даже с хорошей зарплатой и приличным стажем по 4 пункту с учетом ограничений 2001 года их пенсия не дотягивает даже до минимальной пенсии 2002 года, установленной в размере 660 рублей. Зато она намного (больше, чем в три раза) выше минималки 2001 года 185,32. И снова возникает логичный вопрос: если из 660 рублей минимального размера пенсии с 01.01.2002 года я могу вычесть 450 рублей фиксированной выплаты (базовой части), установленной государством с этой же даты и получу сумму для расчета МИНИМАЛЬНОЙ (!!!!!) пенсии в размере 210 рублей, то как я могу вычесть те же самые 450 рублей из минимальной пенсии в 2001 году?185,32 - 450 = - 264,68. Так кто кому должен? Получается, что уже пенсионеры должны доплачивать государству за то, что они работали на его благо. По логике наших законодателей вычитать и складывать числовые значения, относящиеся к разным временным периодам, это правильно и нормально. Но сейчас я хочу задать Вам, уважаемые пенсионеры, вопрос: исходя из вышесказанного, можно ли из величины, относящейся к другому временному периоду вычитать не важно что, относящееся с другому году и совершенно другим цифрам. Изучив в институте экономику в течение четырёх семестров , я точно могу сказать одно: сопоставление в одном расчете экономических показателей разных временных периодов возможно только для получения сравнительных результатов. Это, например, во сколько раз минимальная пенсия 2002 года стала больше минимальной пенсии 2001 года. Сравнив таким образом её величины за эти два периода, мы получим цифру, равную 3,5614073 (660:185,32). То есть базовая часть пенсии на 2001 год (а такого понятия не существовало до вступления в силу 173 го закона) меньше базовой части 2002 года в 3,5614073, и должна составлять 126 рублей 36 копеек (получаем делением 450 рублей на 3,5614073). Любой экономист Вам скажет то же самое. Поэтому возникает законный вопрос: насколько легитимно и законно применять для расчета ПК, от которого напрямую зависит, какую пенсию заработал гражданин до 2002 года применять величину 450 рублей. Ведь все цифры и ограничения, применявшиеся для определения Расчетной пенсии, заработанной до 01.01.2002 берутся за периоды 2001 года. И ещё один вопрос: если мы используем для расчета ПК значение Б, относящееся к началу 2002 года, то почему для ограничения тремя минимальными размерами максимального значения заработанной пенсии используется величина 185,32, а не 660 рублей, которые так же, как и базовая часть 450 рублей, начинают свой отсчет с 2002 года? Ну, Вы меня поняли, что три раза по 660 равны 1980 рублям. В этом случае ограничение пенсии равнялось бы не 555,96, а 1980. Для пенсионеров в наше время львиная доля страховой части пенсии зависит именно от периодов работы до 2002 года, поэтому становится понятным, почему в нашей стране такие нищенские пенсии.Но это ещё далеко не всё. В следующей статье мы рассмотрим, что получается при расчете пенсии по пункту 3, и где там нас ждут подводные камни.
В следующей статье я хочу рассказать о своем анализе этого же 3 пункта, но применительно не только к общеустановленному возрасту выхода на пенсию, но и по отношению к льготникам-досрочникам. Так как, похоже, и здесь нас, мягко говоря, намахивают.
Если Вы считаете мои рассуждения правильными и решите пойти со мной до конца, то есть до коллективного иска в КС РФ, подписывайтесь на канал, пишите в комментариях свои мысли и мнения, ставьте лайки.
Вместе мы сила!