Ещё пару десятков лет назад определение денег интересовало преимущественно преподавателей на уроках экономики при опросе студентов. Однако развитие технологий заставило многих серьёзных экспертов снова обратиться к этому вопросу.
Сначала появились электронные деньги — виртуальный аналог “настоящих”, которые получили название “фиата”. Речь идёт о WebMoney и тому подобных сервисах. Поскольку они напрямую привязывали средства внутри своих систем к реальным деньгам, устанавливали конкретный курс обмена и позволяли в любой момент вывести деньги, то вопрос с признанием таких средств был довольно быстро решён в их пользу.
Хотя, справедливости ради, это сейчас электронная валюта многим кажется уже привычной частью современной картины мира. Ещё лет каких-то лет 15 назад она вызывала откровенные сомнения.
Однако электронные деньги оказались благодаря всё той же привязки к “настоящим” не такой большой проблемой, как криптовалюта. У неё тоже есть привязка, но достаточно условная, курс плавает, нередко средства ничем не обеспечены. Правительства многих стран до сих пор силятся дать внятное определение криптовалюте.
И с развитием компьютерных игр возникла новая проблема. Как определить статус игровой валюты?
Почему это проблема?
Многие известные компании разработчиков в принципе не видят здесь особой проблемы. Отношения таких корпораций с игроками базируется на лицензионном договоре. Фактически, компания за оплату предоставляет игрокам (лицензиатам) право пользоваться программным обеспечением. Игровая валюта не приравнивается к настоящей, она является таким же предметом, как и всё остальное в игре — доспехи, зелья, артефакты, прочее. То есть это часть игровой системы, которая необходима для того, чтобы стал возможным сам процесс.
Таким образом, когда игрок покупает игровые деньги, он просто тратит деньги на игру, точно также как и на оплату доступа на месяц или на другой период. Это же подчёркивается тем, что купить игровую валюту геймер может, а вот вывести в обратном направлении — нет.
Этот подход продемонстрирован решением Верховного Суда РФ в 2015 году, которое было принято в рамках спора между компанией Mail.Ru и ФНС. Тогда как раз встал вопрос о необходимости дать правовую оценку. В итоге Верховный Суд решил, что речь идёт об оказании услуги со стороны игроделов. То есть о появлении новой валюты никто не говорил.
Криптовалюта в компьютерных играх
Однако окончательная точка в этом вопросе однозначно ещё не поставлена. Во-первых, ФНС РФ и суды никак не могут прийти к единому мнению. Да ещё и меняют его постоянно. Во-вторых, криптовалюту, в отличие от игровой валюты, всё же считают аналогом “настоящих денег” и разбираются с соответствующим статусом.
В то же время есть компьютерные игры, где вместо игровой валюты используется криптовалюта напрямую. И всё это усложняет разбирательства.
Что ждёт в будущем?
В целом общий подход властей таков: пока игровой валютой можно рассчитаться только внутри самой игры, она является частью самого проекта. Если же эти средства можно будет использовать напрямую для оплаты каких-то других товаров или услуг, они могут быть признаны эквивалентом. Проблема в том, что такие прецеденты уже были. Пока что на них власти никак не реагируют. Однако понятно, что рано или поздно решать этот вопрос придётся.
В настоящем же многие хакеры и киберпреступники используют игровые деньги, чтобы отмыть свои доходы. И в ряде западных стран этот момент считают довольно серьёзной проблемой, которая активно обсуждается. Нет никаких сомнений, что в итоге результат дискуссий будет в том или ином виде закреплён и на законодательном уровне. Но признают ли игровую валюту подвидом “настоящих денег” или же придадут им какой-то отдельный статус — пока непонятно.
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.