Линия фронта проходит иногда по лесам и болотам. Именно в такой обстановке воюющие стороны длительное время находились, например, на Ленинградском и Волховском фронте.
Рыть окопы в таких условиях затруднительно, а иногда бесполезно (заполняются водой) или просто невозможно. Так что привыкшие к комфорту и основательности немцы создавали весьма любопытные образцы "деревянного зодчества", причем делалось это на основании четко регламентированных положений. Чтобы дисциплинированные немцы включали мозги и не путали рекомендации с правилами, соответствующие чертежи часто сопровождались подписью:
"Beispiel ! Kein Schema ! Selbst denken !"
Что в переводе на русский означает: "Пример! Не схема! Думать самостоятельно!".
Ниже несколько иллюстраций из Памятки ОКХ 1944 года, где изображены различные варианты полевой фортификации с размерами и подробностями. Раз указаны размеры и нет приписки "Пример", значит делать строго в соответствии с указанным - таково немецкое мироощущение. На практике, конечно, могли и не успеть устроить все как положено, учитывая местную специфику - например, каменистый грунт (см фото далее по тексту).
Перед фронтом позиции сделан ров (углубление) ниже уровня грунтовых вод (метр глубиной), на дне которого установлено проволочное заграждение, распространяющееся далее вверх на бруствер (насыпь), закрывающий конструкцию из двух бревенчатых стен, усиленных вбитыми глубоко в грунт кольями, пространство между которыми засыпано землей. По фронту укрепление представляет из себя ломанную линию, что дает возможность обстреливать противника непосредственно перед позицией или во рву фланговым огнем.
Часто пленные и перебежчики описывают немецкие укрепления в лесисто-болотистой местности как сплошной "забор" или завал из бревен, в котором устроены пулеметные площадки и стрелковые позиции.
Отдыху личного состава в относительно безопасном, а главное, сухом и теплом месте среди заболоченного леса составители Памятки 1944 года уделили также внимание:
Серьезной проблемой было и обеспечение ПВО расположенных в заболоченных лесах войск - причина в трудностях обеспечения необходимого сектора обстрела средств ПВО (мешают деревья). Тут решение предлагается аналогичное городской застройке - "зенитная башня", в данном случае просто вышка.
Немецкая сторожевая вышка просто поражает - это сколько же труда и леса нужно, чтобы сотворить этакое многослойное чудо... Фотографий таких не встречал, но в Памятке 1944 года есть и это:
В целом структура оборонительных позиций немцев в лесисто-болотистой местности была такой: по заболоченным берегам рек или искусственных рвов (которые тут же заполняли грунтовые воды) устанавливались разнообразные проволочные заграждения (иногда скрытые водой или растительностью), за которыми шла основная позиция в виде стены - завала из деревьев, камней и т.п. В стене имелись амбразуры для стрельбы и разного рода дополнительные сооружения для ведения огня вдоль фронта. Далее располагались убежища для личного состава, склады, штабные блиндажи, лазареты и пр.
Дерево и камни, разумеется, были не единственным материалом для создания укреплений.
Если время позволяло, в лесах по заболоченным берегам рек немцы возводили стены из бетона - ныне остатки такой фортификации можно видеть, например, в Кировском районе Ленинградской области.
На следующем фото немецкие укрепления в лесах на кандалакшском направлении, сентябрь 1944 года. Укрепления уже не "дерево-земляные", а скорее "каменно-деревянные" - см ниже.
Именно такие линии обороны приходилось преодолевать войскам Красной Армии при попытках деблокировать осажденный Ленинград или во время штурма Осовецкого укрепленного района. Часто при этом без предварительной инженерной подготовки (настилы, гати и т.п.) не было возможности ввести в бой тяжелую технику и обеспечить снабжение атакующих частей. К 1944 году наши войска накопили огромный опыт в проведении подобных операций и действовали умело и решительно. Мы уже публиковали на канале статью о штурме крепости Осовец в 1944 году, которую немцы значительно усилили (и расширили) за счет полевой фортификации непосредственно на главном валу и по заболоченным берегам расположенных рядом рек.
Надеюсь, современных "диванных стратегов", любящих порассуждать про "трупами завалили", этот материал заставит задуматься о цене Победы, о том, какие люди ее творили своим ежедневным ратным трудом и в каких условиях.