Найти тему

Брянцам рассказали о дихотомии в картине Фриды Кало

В Брянске, в городском выставочном зале на бульваре Гагарина, проходит выставка картин культовой мексиканской художницы Фриды Кало. Об одной из культовых картин под названием «Две Фриды» мы рассказывали ранее.

В экспозиции также представлена картина, созданная в 1949 году с необычным названием: «Автопортрет на границе между любовью вселенной, земли (Мексика), меня, Диего и лорда Ксотли. В некоторых других источниках, перевод названия картины звучит несколько иначе: «Любовное объятие вселенной, Земля (Мексика), Диего, я и сеньор Ксолотль». Сюжет этой картины содержит много символов, взятых из древней мексиканской мифологии.

Фрида чувствует глубокую связь с Землёй и с её женскими энергиями. Космогония древней Мексики и ее плодородность в виде кактусов, нопалей и агавы олицетворяет начало жизни. В тоже время неспособность Фриды рожать детей изображена в виде крови и треснувшей груди. Хотя это не совсем так. Художница неоднократно беременела, однако по разным причинам и обстоятельствам материнскую любовь так и не познала.

Эти события привели ее к материнской рои в отношениях с Диего. В центре картины она, как мадонна, держит своего мужа Диего в любовных объятиях, которые иллюстрируют объединяющие отношения женщин и мужчин. Хотя женщина является воспитательной фигурой, у мужчины третий глаз мудрости на лбу, поэтому они оба зависят друг от друга.

Человеческую пару обнимает ацтекская Земля-Мать, Цихуакоатль, сделанная из глины и камня. Ее же, свою очередь, обнимает уже Вселенная Мать. На переднем плане собака Ицкуинтли, сеньор Ксолотль – не просто любимое животное художника: это существо в форме собаки, которая охраняет подземный мир.

В этой картине Фрида изображает жизнь, смерть, ночь, день, луну, солнце, мужчину и женщину в повторяющейся дихотомии, которая тесно переплетена и объединена двумя могущественными мифологическими существами. Так художница показывает, что любовь для нее олицетворяет все, что есть хорошего, и все, что есть плохого.

В августе 1947 года Фрида нарисовала примитивный набросок этой картины в своем дневнике. Окончательный вид работа приобрела только в 1949 году. Сейчас картина находится в коллекции Жака и Наташи Гельман в Мехико.

Репродукция доступна для посетителей в городском выставочном зале Брянска до 27 сентября.

Материалы выставки

Фото: РИА «СТРЕЛА»