Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Развитие пространственного мышления у детей от 0 до 7 лет

О заданиях на развитие пространственного мышления я решила написать отдельный большой материал.

Напомню, что на базе пространственного мышления развивается значительная часть интеллекта, строится большинство учебных, а потом и рабочих, навыков человека, так как перед тем, как что-либо сделать, мы мысленно разбиваем всю деятельность на цепочку действий, формируя представление о том, откуда мы хотим начать и куда хотим прийти. Это целенаправленное планирование становится возможным именно благодаря развитому пространственному мышлению.
Если у ребёнка предшкольного или школьного возраста, замечены трудности с чтением (теряет строки - не может читать без пальца, не понимает смысл, "угадывает" текст, не может пересказать прочитанное), с письмом (зеркалит буквы, не может повторить прописи, перерисовать по образцу простые рисунки по возрасту), не понимает значений право/лево, вперёд/назад и испытывает большие трудности с математикой по возрасту, то это не "Ой, нам не дано рисовать/читать/математику решать" и прочее, а "звоночки", что пространственное мышление нуждается в коррекции и лучше не спускать это на авось, так как отрабатывая слабые стороны, ребёнок всегда получает толчок вперёд по развитию всей психики.

Я долго задавалась вопросом почему логопеды вручают детям с речевыми нарушениями прописи, рисования по клеточкам и прочие подобные не очень речевые вещи. Но оказывается в речи дефицит пространственного мышления выливается в непонимание предлогов, сложности в составлении последовательного рассказа, смешение предложений без соблюдения знаков препинания при чтении. И самое плохое то, что при сложных нарушениях речи пространственное мышление страдает практически всегда. Сколько с сыном занимаюсь коррекцией алалии, сколько вижу детей с такими же нарушениями - практически все кое-как пишут, рисуют, раскрашивают, неуклюжие и плохо управляют своим телом.

Что же делать? Ответ как всегда скучный - заниматься и работать с дефицитом. Но то, что мы можем требовать от шестилетки, вряд ли потребуешь от малыша, к примеру, 3 лет. Поэтому ниже будет подборка занятий для малышей и дошкольников на +/- актуальный для них возраст.

Внимание: указан возраст для нормы. У детей с особенностями развития обычно подобные навыки развиты хуже и не соответствуют возрастной норме. Не расстраивайтесь, а работайте с ними, начиная не с "Нам 5. Написано делать прописи и значит мы будем делать прописи", а с вашего реального уровня. То есть, если понятно, что ребёнку совсем не по силам какое-либо задание, полезно спуститься на ступеньку ниже и делать вещи немного попроще - так вы сможете дорастить навык до нужного уровня.

До 3 лет

На этот возраст отлично подходят скорее не занятия, а творческая деятельность и общение.

Младенца полезно стимулировать ползать, раскладывая игрушки в разных местах, показывать как можно разнообразно манипулировать с предметами и играть.

Малышу постарше надо показывать где и какая у него часть тела или лица, а когда он освоится, просить показать, где такие же части тела у игрушек/других людей. Это нужно для развития у ребёнка базовой проприоцепции - понимания положения своего тела и его частей в пространстве.

Развитие проприоцепции важно для детей вообще, а для детей с нарушениями развития так особенно. Ребёнок, у которого недостаточно развита проприоцепция, может иметь повышенную или пониженную кожную чувствительность и пытаться скомпенсировать недостаточность ощущений от собственного тела при помощи гиперактивности с элементами агрессии (лететь с разбегу на предметы и людей, крушить всё на своём пути, щупать и жмакать всё вокруг, чрезмерно крепко обниматься и слишком бурно выражать свои чувства прыжками/бегом/крушениями всего вокруг).

Из развивалок без криков и слёз на этот возраст хорошо подойдут игры с мячом, кеглями, магнитная рыбалка, стройка из кубиков и конструктора, простенькие аппликации из геометрических фигур, лепка из теста/пластилина колобков, снеговиков, колбасок, ставить точки на бумаге и предлагать соединить их прямой линией, простые раскраски и бумага с карандашами для первых каляк, пазлы или разрезные картинки из 2-4 деталей (можно и больше, если ребёнок может больше).

С 3 до 5 лет

Можно начинать давать уже более сложные задания. Для детей 3-4 лет хорошо подойдут пазлы от 5-6 деталей, не просто игры с конструктором, а сборка по простенькому образцу, задания на поиск отличий/совпадений. Хорошо идут тетрис, кубики Коса или Никитина (варианты для начинающих).

С 4-5 лет можно предлагать ребёнку начать копировать изображения, перерисовывать простые рисунки, писать прописи, проходить лабиринты, соединять точки по номерам, формируя рисунок (требуется знание счета), сравнивать короткие и длинные отрезки.

Я знаю по собственному опыту, что детям с особенностями развития рисование даётся нелегко, но оно действительно важно для развития пространственного мышления. Ребёнку не "не дано", ребёнок НЕ МОЖЕТ рисовать в силу незрелости или поражения структур ЦНС. Следовательно, ему нужно помогать восстанавливать этот навык. Примеры нашего "не дано" и что из этого получилось примерно за 1,5 года тренировок (карусель листается).

Рисунки у нас конечно далеки от идеальных пропорций, но смысл рисования и не в этом, а в том, чтобы ребёнок практиковался и постепенно переносил на бумагу всё более реалистичные детали, подмеченные им в окружении - то есть, не только схематичные руки-палки, а объемные конечности, лица с чертами лица, правильное положение предметов в пространстве и т.д.

Кроме того, с 4-5 нужно обучать ребёнка предлогам, обозначающим положения предметов и людей в пространстве: право, лево, впереди, позади, сверху, снизу, на, под, в.

Кстати, с предлогами здорово помогает не зубрежка, а мимоходное изучение. Например, поиск "клада" на бумаге или даже в квартире (в формате детского квеста) с ориентировкой на карту сокровищ.

Хороши картинки, по которым ребёнок может описать, где находится какой-либо предмет. Увидев, например, картинку внизу, ребёнок может вам рассказывать, что мячик ПОД табуреткой, цветок растёт В горшке, картина висит НА стене и так далее. (галерея листается - дальше пример с кладом)

На этот возраст не теряют актуальность всё та же лепка, аппликация. Можно начинать загадывать ребёнку простые загадки - они тоже работают на развитие пространственных представлений.

С 5 до 7 лет

Ребёнок уже может не просто копировать, но и самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать начатое.

Для дорисовки проще всего начинать с заданий по клеткам: напишите в поиске "дорисуй по клеткам простые задания" - вам вывалится масса примеров для начинающих. А в качестве достройки можно предлагать сконструировать вторую симметричную башню/домик к первой.

Очень хороши графические диктанты - идеально для развития слухового внимания и пространственного мышления одновременно, так как ребёнок рисует картинку по клеткам, ориентируясь на ваши слова, например: "Одна клетка влево" .

Наш графический диктант, который Лёва пожелал художественно доработать
Наш графический диктант, который Лёва пожелал художественно доработать

Из головоломок подойдут усложнённые узоры из всё тех же кубиков Никитина и Коса, более сложные лабиринты, можно добавить танграм.

Хороша логическая игра "Цветовой код" - ребёнку предлагается вставить в прозрачную рамку карточки с изображениями в нужной последовательности, чтобы получился узор.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

А ориентироваться в тетради и подготовится к письму помогут прописи. Это сложный навык и честно скажу, первые месяца три сын простейшие движения в тетради делал по полчаса. К счастью, это тоже тренируется (ниже карусель как было и как стало за год усиленных тренировок).

Очень нравится детям игра "Спрячь кошку". Суть игры в том, что вы предлагаете ребёнку определить куда по размеру поместится гипотетическая кошка - "В коробку", "ЗА шкаф", "В сумку" и так далее. Можно задавать ребёнку даже заведомо глупые вопросы вроде: "А поместится ли кошка в чашку?". Ответ он конечно же знает, но всё равно ему придётся хоть мимолётно, а прикинуть поместится ли туда кошка. Кошка конечно же условна - можно "прятать" что угодно, что у вас под рукой, если ребёнку трудно что-то представлять и требуется немного наглядности.

А сейчас о приятном формате развития в ходе игры. Дети в возрасте 5-7 лет, даже имея особое развитие, в подавляющем большинстве могут играть в настольные игры. И это тоже прекрасный способ развивать пространственное мышление! Отлично подходят для этой цели бродилки, шахматы, шашки, нарды, домино, монополия (в общем, любые игры на доске или плоскости, изображающей пространство и передвижение по нему).

Бродилки, к слову, легко учат детей считать до ста и автоматизировать счёт, что очень полезно, если ребёнок упорно пропускает числа в ряду и вы уже не знаете что сделать, чтобы он усвоил верный порядок.

И, что неожиданно, хорошо развивают пространственное мышление некоторые игры на компьютере! Лучший выбор это стратегии - они учат думать на несколько шагов наперёд и ориентироваться на плоскости. Круче всех, на мой скромный взгляд, серия Сида Мейера "Цивилизация", подойдут также "Майнкрафт", "Симсити".

Как видите, вариантов развивать пространственное мышление как в процессе занятий, так и в быту/игре, на самом деле масса. И хотя детям с особенностями развития такие вещи даются, как правило, чуть ли не со слезами и уговорами, исправить всё можно. Главное не опускайте руки.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Диспраксия - что это такое и почему она напоминает алалию, аутизм и другие нарушения развития?

Проблемы с математикой, чтением и пониманием речи у ребёнка? Поработайте с его пространственным мышлением

Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)