Найти в Дзене
Кинооператор рассказывает

28. Восемь фотографий у американского флага, или Нападение людей-грибов.

"Нападение людей-грибов" - это фильм. Однажды семь человек из Токио отправились на яхт-прогулку, подальше от городских проблем.

Яхта отправляется в море.
Яхта отправляется в море.

Но погода неожиданно испортилась, начался шторм. После шторма выяснилось, что мачты поломаны, мотор не работает, рация молчит. Дрейфующая яхта достигает необитаемого, на первый взгляд, острова. Путешественники находят пришвартованный корабль со сгнившими парусами и поляны, заросшие грибами. И те, кто отведал грибов, превращался в грибов-мутантов. И вот эти грибы-мутанты напали на путешественников.

Профессор отстреливается от грибов-мутантов.
Профессор отстреливается от грибов-мутантов.

Это - японский фильм 1963 года, "Нападение людей-грибов". (Другое название фильма - Матанго -такой сорт грибов).

А восемь фотографий у американского флага - это серия однотипных снимков (практически одинаковых) в миссии "Аполлон-15", где астронавт стоит у флага якобы на фоне лунной горы. Восемь снимков с американским флагом идут под номерами от 12444 до 12451 (от as15-92-12444 до as15-92-12451).

12 последовательных снимков из миссии "Аполлон-15", среди которых восемь - снимки на фоне горы.
12 последовательных снимков из миссии "Аполлон-15", среди которых восемь - снимки на фоне горы.

Мы уже знаем, что роль астронавтов на "лунных" фотографиях исполняли лёгкие по весу манекены. В своих отчётах НАСА называют этих манекенов по именам, что-то типа Джим и Дейв.

Что же объединяет снимки астронавта у американского флага с японским фильмом "Нападение людей-грибов"? Не буду таить секрет. В обоих случаях применён один и тот же метод комбинированных съёмок - фронтпроекция на световозвращающий экран. Причём в японском фильме это было сделано впервые в мире (1963 г.), и только потом, через 4 года (с 1967 г.), фронтпроекцию начал применять Стэнли Кубрик в "Космической одиссеи" (премьера фильма состоялась в 1968 г.).

Вы уже знаете, что при фронтпроекции изображение с кинопроектора (или со слайд-проектора) направляется на экран с той же стороны, где расположена и съёмочная камера, а перед экраном выставляется игровая сцена. В японском фильме сцена на паруснике в море снята именно таким образом. Яхта стоит в павильоне перед большим киноэкраном, и на этот экран проецируется волнующееся море, отснятое заранее.

Яхта в море. Комбинированный кадр. Максимально общий план.
Яхта в море. Комбинированный кадр. Максимально общий план.

По общему плану можно вычислить, что размер фонового экрана был примерно 7 метров в ширину. Вы уже знаете из предыдущих статей, что при фронтпроекции происходит жёсткая привязка положения съёмочного аппарата и проектора к плоскости экрана. Один раз выставляется расстояние до экрана, и это расстояние больше не меняется.

Если бы кинооператор снимал, как обычно, подойдя к актёру поближе для получения крупного плана, то в этом случае крупнее стал бы пейзаж на фоне. Но поскольку он как бы находится вдали, то не может изменить свою крупность из-за того, что кинооператор сделал два или три шага вперёд. Когда необходимо сменить крупность плана, аппарат не сдвигается с места, а декорация с актёрами перемещается  ближе или дальше к съёмочной камере. Для этого декорация устанавливается на движущейся на колёсах платформе.

Вот мы видим в фильме помимо общего плана средние и крупные планы на яхте.

Средний план на яхте.
Средний план на яхте.

Крупный план на яхте.
Крупный план на яхте.

Чтобы получить крупные планы, яхту пододвинули совсем близко к съёмочной камере, а фон при этом продолжал оставаться на прежнем месте.

Если теперь мы внимательно приглядимся к кадрам "Аполлона-15", то увидим ту же самую технологию получения отличающихся по крупности планов. Для этого манекен, установленный на платформе, приближают или удаляют от камеры. А проецируемая на киноэкран гора остаётся на том же самом месте, до неё как бы очень далеко, и поэтому её размер на снимках не меняется. Согласно легенде НАСА, до горы несколько километров, а по нашим расчётам - 26..27 метров.

Мне говорят, что крупность астронавта в снимке 12446 по отношению к снимку 12445 изменилась от того, что фотограф отошёл подальше.

Снимки 12445 и 12446 из миссии "Аполлон-15" отличаются крупностью "астронавта".
Снимки 12445 и 12446 из миссии "Аполлон-15" отличаются крупностью "астронавта".

А я вижу другое - что отодвинута была платформа с неподвижным манекеном, а съёмочный аппарат стоял на том же самом месте. Обнаружить дальний край платформы довольно легко - грунт на платформе другой по тональности, к тому же он резко обрывается.

Колея ровера резко оборвалась - это конец платформы.
Колея ровера резко оборвалась - это конец платформы.

Если двигать платформу влево-вправо относительно горы на киноэкране, то уходящий вдаль край колеи будет заметно перемещаться относительно горы, ведь до неё всего-навсего 27 метров. И внимательный зритель сразу же заметит подвох. Ведь в жизни (см. цветное фото ниже) не может быть такого, чтобы дальний конец дороги переместился относительно горы из-за того, что наблюдатель сместился на 2-3 метра влево или вправо, когда, например, перешёл с одной стороны дороги на другую.

Дорога, ведущая к горам. Если перейти с левой стороны дороги на правую, то дальний конец дороги останется на том же самом месте относительно горы.
Дорога, ведущая к горам. Если перейти с левой стороны дороги на правую, то дальний конец дороги останется на том же самом месте относительно горы.

А вот в павильоне будет происходить именно такой нежелательный эффект: средне-удалённые объекты сместятся относительно картинки горы на фоне. Чтобы зрители не заметили обмана, перемещение делают незначительное, а кроме того, в павильоне между подвижной платформой и вертикальным экраном размещают буферную зону.

Обратите внимание на схему получения "лунного" кадра. Жёлтой штриховкой обозначена буферная зона.

Схема получения "лунного" кадра методом фронтпроекции. Штриховкой обозначена  буферная зона.
Схема получения "лунного" кадра методом фронтпроекции. Штриховкой обозначена буферная зона.

Теперь, при смещении платформы вправо-влево или назад-вперёд, дальняя колея смещается уже не относительно горы, а относительно буферной зоны, которая имитирует средне-удалённый пейзаж.

Таким образом "лунный" пейзаж состоит на фотографии из трёх частей. Между этими частями хорошо видны границы. Ближняя часть - тёмный грунт на переднем плане - это подвижная платформа с насыпным грунтом. Дальняя часть - вертикальный экран - лунная гора на фоне. А вот третья часть расположена между ними - это светлая по тональности полоса. Красной линией мы подчеркнули дальний край платформы с насыпным грунтом, а жёлтой линией (она ровнее) - границу между экраном и буферной зоной.

Границы между частями изображения хорошо видны (подчёркнуты цветными линиями).
Границы между частями изображения хорошо видны (подчёркнуты цветными линиями).

Если взять фрагмент снимка и укрупнить его, то эти границы легко читаются.

Границы между зонами хорошо читаются. Граница у киноэкрана ровная, у платформы - с изгибами.
Границы между зонами хорошо читаются. Граница у киноэкрана ровная, у платформы - с изгибами.

Чтобы создать ощущение, что колея уходит куда-то далеко, НАСА использовало приём, хорошо известный в кинопроизводстве, как "усиление перспективы". Особенно заметен этот приём на звездолётах в космических фильмах. Чтобы макет звездолёта не был похож на маленькую игрушку, а создавал ощущение протяжённого в пространстве объекта, часть звездолёта, уходящую вдаль, делают в меньшем масштабе.

Усиление перспективы.
Усиление перспективы.

Чтобы в комбинированных съёмках макет города создавал ощущение, приближенное к реальной перспективе (см.фото ниже), дальние домА делались меньше по масштабу.

Удалённые дома делаются в меньшем масштабе.
Удалённые дома делаются в меньшем масштабе.

Вот такое же "педалирование" перспективы мы видим в снимках "Аполлона-15". Колея уходящая вдаль, умышленно сужается в размерах, как будто уходит очень далеко.

Колея вдали уменьшается в ширине, как будто из-за перспективы.
Колея вдали уменьшается в ширине, как будто из-за перспективы.

На самом деле до конца колеи около 20-ти метров, а ширина буферной зоны - пределах 5-7 метров. Когда платформа отодвигается от съёмочной камеры назад, для получения как бы общего плана, то эта платформа перекрывает часть буферной зоны.

Вот перед нами две фотографии из этой же серии, которые идут под номерами 1244 и 1248. Их удобство для сравнения состоит в том, что манекен здесь показан в разной крупности, но фон один и тот же. Гора на заднем плане одинакова на двух снимках по масштабу, а крупность астронавта изменилась якобы из-за того, что фотограф снимал с другой, более удалённой от флага, точки съёмки.

Крупность астронавта изменилась якобы из-за того, что фотограф отошёл подальше.
Крупность астронавта изменилась якобы из-за того, что фотограф отошёл подальше.

На самом деле отошёл не фотограф, а отъехала платформа, и она перекрыла часть буферной зоны. Чтоб вы заметили уменьшение ширины этой буферной зоны, мы выровняли горизонт на снимке 12444. И теперь легко обнаружить элементы, которые оказались перекрыты платформой при её перемещении.

Перекрылась ямка, обозначенная на левом снимке жёлтой стрелкой, уменьшилось расстояние от края платформы до углубления (красная стрелка).
Перекрылась ямка, обозначенная на левом снимке жёлтой стрелкой, уменьшилось расстояние от края платформы до углубления (красная стрелка).

Жёлтая стрелка показывает элемент, который исчез - притемнённое углубление (на левом снимке оно есть, на правом - нет). Красная стрелка показывает изменение расстояния до другого углубления в грунте.

Чтобы вы могли почувствовать, что изменение крупности происходит за счёт перемещения всех переднеплановых объектов, мы создали гифку, сравнение двух кадров.

Гифка показывает различие между кадрами 12444 и 12448.
Гифка показывает различие между кадрами 12444 и 12448.

Изменение ширины буферной зоны вы теперь без труда заметите и при сравнении снимков 12445 и 12446. С этих снимков мы начинали разговор.

Снимок 12445 и 12446. За тёмным грунтом видно уменьшение ширины буферной зоны.
Снимок 12445 и 12446. За тёмным грунтом видно уменьшение ширины буферной зоны.

Итак, рассматривая восемь последовательных снимков астронавта на фоне лунной горы, мы ясно видим, что они получены методом фронтпроекции в павильоне. И хотя по легенде НАСА здесь фигурируют два разных астронавта, все кадры практически одинаковы. Изменения крупности возможны лишь в небольших пределах путём перемещения платформы с астронавтом чуть ближе к неподвижной съёмочной камере или дальше от неё.

Ширина световозвращающего экрана на фоне - около 33 метров, а в кадр входит примерно 24 метра по ширине. В связи с этим появляется возможность во время съёмки слегка спанорамировать влево или вправо (чтобы показать другой участок горы), примерно на 1/3 ширины кадра. Все эти ограничения накладывает метод фронтпроекции.

Снимок 12447 (слева) и 12448 (справа). Максимальное панорамирование относительно горы на фоне - примерно на 1/3 ширины кадра.
Снимок 12447 (слева) и 12448 (справа). Максимальное панорамирование относительно горы на фоне - примерно на 1/3 ширины кадра.

Перемещение платформы (размером с волейбольную площадку) занимает определённое время. Выбор композиции для следующего кадра и нанесение дополнительных следов на песке, как бы от второго астронавта, занимает тоже много времени. В связи с чем съёмка одного кадра затягивается более чем на час. Кроме того, по легене НАСА, астронавты во время съёмки поменялись местами. Другими словами, один манекен, он более толстый, заменили на другой манекен, более худой.

Снимок 12444 и 12448. Это как бы два разных астронавта, один толстый, другой - тонкий.
Снимок 12444 и 12448. Это как бы два разных астронавта, один толстый, другой - тонкий.

А чтобы вы могли догадаться, что это не один и тот же астронавт, а два разных, их по-разному испачкали. Одному до черноты испачкали правую руку, а другому - левую руку и почти всю переднюю часть скафандра, как будто он по-пластунски ползал в шахте, где добывают уголь.

На наш взгляд, съёмка восьми последовательных кадров для миссии "Аполлон-15" (не учитывая нескольких дней предварительной подготовки) заняла не менее 8 часов. Конечно, ни один живой человек не сможет столько времени выстоять неподвижно - вместо астронавтов использовались манекены.

*
С вами был кинооператор Л.Коновалов

-22

До новых встреч, друзья!

P.S. Ох, чувствую я, что раскрою вам все профессиональные секреты, как делается кино, и вам совсем не интересно станет смотреть фильмы.