Нашла заинтересовавшую меня новость на сайте журнала «Порты Украины» от 20.08.20 (ports.ua/ampu-nachala-…): «АМПУ начала поиск консультанта для подготовки ТЭО концессии паромного терминала в порту «Черноморск». Захотелось рассмотреть ее поподробнее.
Пока просто замечу, что по состоянию на 30.08.20 на сайте ГП «МТП «Черноморск» (seaport.com.ua/main) информации по этой новости еще не появилось.
Начну с того, что из себя на текущий момент представляет железнодорожно-паромный комплекс ГП «МТП «Черноморск».
Открыла «Стратегічний план розвитку Державного підприємства «Морський торговельний порт «Чорноморськ» на період до 2018», утвержденный приказом МИУ от 04.08.15 № 302. Другого на сайте просто нет.
В обсуждаемой новости указано, что железнодорожно-паромный комплекс находится на 5-ом терминале порта и включает 3 объекта – причалы № 26-28. В Стратегии 5-й терминал – это причалы № 26-29 и склады № 25-26, которые являются тылом причалов № 25-28 и относятся к паромному комплексу. Причалы № 26-27 предназначены изначально для железнодорожных паромов, а № 28 – для автомобилей TIR.
Причалы № 26 и 27: пирс в виде двухрядной заанкерованной стенки из металлического шпунта «Ларсен – 5», L=19.3 м. год постройки – 1978. На текущий момент их возраст – 42 года. Реконструкции, судя по всему, не было. Нормативный срок службы – 43 года. (Ага, истекает в 2021 году! Тогда понятна идея концессии.) Длина/глубина у причалов, м – 210/9,7. (В презентации 2016 года глубина – 8,9 м)
Причал № 28: Больверк из металлического шпунта «Ларсен-5». Год постройки – 1980. 40 лет. Нормативный срок службы – 43 года. Сведений о реконструкции нет. Длина/глубина – 268,85/9,6 м (в презентации – 9,0м).
Из производственных характеристик данных гидротехнический сооружений важны следующие: площадь открытых складских площадок (для трех причалов – 108,5 тыс. кв. м; крытых складских площадок нет; пусковая максимальная пропускная способность причалов № 26-27 – 4,5 млн. тонн в год, причала № 28 – 4300 автомобилей (видимо TIR), 250000 легковых автомобилей и еще 70 тыс. тонн генеральных грузов и цитрусовых в год.
Паромная переправа обслуживается железнодорожной станцией «Ильичевск – Паромная», на 5-й терминал идут колеи 31 и 32 общей длиной 409,4 м, вагонооборот – до 340 вагонов в сутки. Это всё данные из Стратегии.
К паромному терминалу идут 3 автомобильных въезда. Их пропускная способность ограничена из-за состояния автодорожной инфраструктуры города Черноморск.
Нашла на сайте порта прямую информацию о 5-м терминале.
Итак, территория терминала больше 36 га. Терминал обеспечен двумя подъёмно-переходными мостами стационарно-берегового типа. Ну, понятно, колеи. А также есть пункты управления погрузкой-выгрузкой и объекты обустройства пунктов пропуска грузов через границу.
Одновременно может вестись обработка двух железнодорожных паромов и двух судов с горизонтальной погрузкой.
В непосредственной близости от прямого выезда из порта находится дополнительная площадка для приёма грузовых автомобилей, площадь которой ~ 13 га, ёмкость – 6000 автомобилей. Очевидно, что ни порту, ни терминалу она не принадлежит.
В презентации 5-го терминала от 2016 года указано, что склад № 25 принадлежит авто-паромному комплексу (причал № 28), его площадь 11,2 га, вместимость – 5500 единиц автотехники. Судя по всему, склад № 25 – это открытая складская площадка. Склад № 26: площадь 1,2 га; 60 TIR или 400 TEU. Площадка № 28: площадь 2,3 га; 1100 легковых автомобилей или 150 TIR. Вспомогательная территория: 3 га; 200 TIR.
Теперь о действующих (юридических) лицах.
АМПУ – государственное предприятие, которое содержит и использует объекты портовой инфраструктуры государственной формы собственности согласно ЗУ «О морских портах Украины».
ГП «МТП «Черноморск» - портовый оператор (стивидорная компания). Согласно ЗУ «О морских портах Украины» это объект хозяйствования, который осуществляет эксплуатацию морского терминала, проводит погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание и хранение грузов, обслуживание судов и пассажиров, а также другие связанные с этим виды хозяйственной деятельности.
Опять же из упомянутого закона: морской терминал – это единый имущественный комплекс, который расположен в границах морского порта и включает в себя технологически связанные объекты портовой инфраструктуры, в том числе причалы, подъёмно-транспортное и другое оборудование, которые обеспечивают погрузку/выгрузку и хранение грузов, безопасную стоянку и обслуживание судов и пассажиров.
Какие же объекты портовой инфраструктуры составляют комплекс паромного терминала? Немного повторюсь для лучшего понимания.
3 причала, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, подъёмные мосты на причалах № 26 и 27, перегрузочное оборудование, склады и складские площадки, линии связи, средства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, другие инженерные коммуникации, оборудование. Описание некоторых из этих объектов приведено выше.
Из перечисленных объектов железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, средства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации и т.д. относятся к объектам портовой инфраструктуры общего пользования и являются стратегическими объектами портовой инфраструктуры, объектами права государственной собственности, равно, как и гидротехнические сооружения – причалы.
Итак, сдавая терминал в концессию, МИУ и АМПУ сдаёт в том числе стратегические объекты портовой инфраструктуры, хотя, конечно, они остаются в государственной собственности.
Пойдём на сайт Prozorro (prozorro.gov.ua/tender/ua-2020-08-20-000695-c). Тендер «Консультационные услуги по подготовке технико-экономического обоснования и конкурсной документации проекта концессии железнодорожно-паромного комплекса государственного предприятия «Морской торговый порт «Черноморск» и соответствующего имущества государственного предприятия «Администрация морских портов Украины», связанного с этим комплексом». Ожидаемая стоимость - ~ 22,9 млн. грн. (по текущему курсу на межбанке 01.09.20 ~ 0,83 млн. $). Тендерные предложения могут подаваться по 25.09.20. Аукцион начнется 02.11.20.
Написано: период поставки - по 31.12.22, т.е. утверждение МИУ, что тендер на саму концессию будет проведен в 2021, оптимистично?
Кстати, на сайте e-tender.biz нашла 5 тендерных предложений о предоставлении консультационных услуг по данной концессии:
- срок завершения 18.06.18, сумма почти 31 млн. грн., тендер не состоялся;
- срок завершения 20.07.18, почти 31 млн. грн., не состоялся;
- срок завершения 30.05.19, почти 28 млн. грн., не состоялся;
- срок завершения 30.07.19, почти 28 млн. грн., не состоялся.
Что такое?
Смотрим саму тендерную документацию в редакции от 28.08.20.
Итак, срок предоставления услуг по всем этапам не должен превышать 100 недель (700 дней, чуть меньше 2-х лет), предварительный вариант – не позднее 50 недель. Срок действия договора 31.12.22. заказчик – АМПУ. Объект концессии определен следующим образом: объекты управления государственной собственности, которые находятся в хозяйственном ведении МТП «Черноморск» и заказчика в границах 5-го терминала МТП «Черноморск» и передаются концессионеру с целью выполнения условий концессионного договора, а также объекты, которые создаются и/или строятся концессионером в процессе выполнения концессионного договора в морском порту «Черноморск».
Да, ещё, обращаю собственное внимание: концессионер – участник частного сектора; только частник, не может быть участником кто-то, у кого есть государственная доля в уставном фонде.
О, на сайте МИУ (mtu.gov.ua/conent/proekt-koncesii-zaliznichnoporomnogo-…) нашла «Проект концессии железнодорожно-паромного комплекса ГП «Морской торговый порт «Черноморск». А в тендерном предложении говорится, что консультант должен будет провести анализ Концептуальной записки «Проект концессии железнодорожно-паромного комплекса ГП «Морской торговый порт «Черноморск», которая является дополнением 3 к приказу МИУ от 02.01.2018 № 3 «Про деякі питання підготовки техніко-економічних обґрунтувань пілотних концесійних проектів у сфері інфраструктури». Если речь о том, что висит на сайте МИУ, то там нечего анализировать на самом деле.
Концессиедателем, очевидно, будет МИУ.
В тендерной документации прочитала требования к услуге (по которой проводится тендер). На что хочется обратить внимание.
Итак, этап 2 «Розробка техніко-економічного обґрунтування здійснення ДПП у формі концесії». Победитель тендера будет должен, в частности, провести анализ спроса на пассажирские паромные и смешанные Ro-Pax перевозки в Черном море и оценить целесообразность строительства пассажирского терминала на территории комплекса. Зачем, если и так очевидно, что нет такого пассажиропотока на Черном море? И где среди причалов № 26-28 можно построить еще и причал для пассажирского терминала? Стоп, стоп. Под пассажирским терминалом, видимо, подразумевается некое стеклянное сооружение на причале № 28.
Ещё необходимо проанализировать существующие мощности электро-, водо-, теплоснабжения и других инженерных сетей 5-го терминала и связанного с ним имущества ГП «АМПУ» и подготовить предложения по их развитию в связи с реализацией проекта концессии, а также оценить необходимы капитальные вложения. Поскольку и так очевидно, что сейчас существуют технические (инфраструктурные) ограничения доступа к паромному комплексу, то должны быть предложены технические решения снятия этих ограничений на весь срок концессии и оценена стоимость этих решений. Интересно, а в чьи обязанности войдёт осуществление этих капвложений, концессиедателя или концессионера? Передаются ли мощности электро-, водо-, теплоснабжения и других инженерных сетей концессионеру или нет? Пока не знаю, где можно найти ответы на эти вопросы. Доступа к договорам концессии у рядового гражданина нет. Даже реестр договоров концессии теперь закрыт для публики (решение КМУ от 27.05.20 по сообщению УНИАН www.unian.ua/economics/transport/kabmin-zasekretiv-...).
Больше ничего такого интересного в тендерной документации пока не увидела. Нет, все-таки интересно, почему все предыдущие тендеры на аналогичные закупки не состоялись в 2018-2019 годы? Интересно, кто подаст заявки на этот раз?
В обсуждаемой новости из «Портов Украины» приводятся слова министра Криклия: «… планируем привлечь от 150 млн. грн., будем рады, если сумма достигнет 3,4 млрд. грн., как предусмотрено концессионным проектом в порту «Ольвия».
150 млн. грн., если только подготовка конкурсной документации стоит ~ 23 млн. грн., когда у причалов № 26 и 27 в 2021 году заканчивается нормативный срок службы! Почему так пессимистично? Что же тогда будет представлять из себя концессия паромного комплекса: предоставление концессионеру права на создание и/или строительство или права на управление объектом концессии? По ЗУ «О концессии возможно и то, и то.
На сайте cfts.org.ua по поводу новости об обсуждаемом тендере в сообщении под заголовком «Концессией паромной переправы в Черноморске интересуются в Турции, Грузии и Норвегии» написано, что со слов министра Криклия от концессионера ожидают строительство нового паркинга для грузовиков и терминала для пассажиров и водителей, а также станции техобслуживания для подготовки к продаже автотехники, замену асфальта и установку системы видеонаблюдения на открытых складах, ремонт подъёмного моста и т.д. Да уж.
Вернёмся к концептуальной записке МИУ. На что в ней можно обратить внимание (записка 2018 года)? Вот: «Стабільно працюючий бізнес, що не потребує значних капітальних інвестицій». Означает ли это, что срок эксплуатации причалов № 26 и 27 продлён после их обследования? На сайте порта такой информации я не нашла. Или плохо смотрела!
Ещё, что важно: указано, что деятельность паромного комплекса высоко рентабельна, с выручкой от 3,3 до 5,6 млн. $ и средней рентабельностью по EBITDA в 44% за последние три года (ну, т.е. 2015-2017?).
EBITDA – прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. Для инвестора этот показатель важен как индикатор ожидаемого возврата своих вложений.
44% - наверное, очень-очень неплохо?
Помню, что где-то прочитала о недостатках этого показателя. Он обычно выше, чем рентабельность прибыли. Поэтому компании с низкой прибыльностью подчёркивают рентабельность по EBITDA как показатель успеха.
Приведены данные конкретно по 2016 году: грузооборот – 1,8 млн. тонн; выручка (прибыль или доход?) – 3,7 млн. $; 41% - рентабельность по EBITDA.
Надо бы найти показатели по 2019 году. Что-то не получается пока.
На сайте порта Черноморск сказано, что с 5-го терминала грузопассажирские перевозки осуществляются СК «Укрферри» и АО «Пласке».
На сайте СК «Укрферри» (https://www.ukrferry.com) можно увидеть список линий, которые, вроде бы, обслуживаются судами компании:
- порт Черноморск (Украина) – порт Варна (Болгария);
- порт Черноморск (Украина) – порт Поти/Батуми (Грузия);
- порт Черноморск (Украина) – порт Карасу (Турция).
Компания располагает тремя автомобильно-железнодорожно-пассажирскими паромами: «Грейфсвальд» (владеет и оперирует), «Каунас» и «Вильнюс» (оперирует). Суда могут брать на борт (каждое) до 50 железнодорожных вагонов и 50 автомобилей TIR одновременно и от 108 до 250 пассажиров.
Судя по всему, линия порт Черноморск (Украина) – порт Варна (Болгария) на сегодняшний день находится в замороженном состоянии. Расписания на нее нет.
Интересно, что в 2016 году СК «Укрферри» сделала попытку уйти с 5-го терминала в Ильичевский рыбный порт, который открыл свой паромный комплекс и, по сути, стал конкурентом 5-го терминала.
Сейчас линия порт Черноморск (Украина) – порт Поти/Батуми (Грузия) работает с причалов 5-го терминала (видно по позиции т/х «Вильнюс» на 06.09.20). Однако, на линии порт Черноморск (Украина) – порт Карасу (Турция) суда явно переориентированы на рыбный порт. Об этом свидетельствует информация на сайте ЧРП (http://www.imrp.com.ua/).
Железнодорожные паромы «Герои Шипки» и «Герои Плевны», которые до 2015 года эксплуатировались компанией «Укрферри», в 2016 году были переданы в управление УЗ. По сообщению на сайте cfts.org.ua сейчас они стоят на приколе в порту Черноморск вдоль причалов № 19, 20 и № 8 и мешают работе порта. Не эксплуатируются, хотя и на ходу.
Остались паромы перевозчика «Пароходство Болгарский морской флот» AD (“Navibulgar”), генеральным агентом которого является АО «Пласке».
На сайте АО «Пласке» указаны следующие линии:
- для железнодорожно-паромного сообщения:
Черноморск – Поти – Черноморск;
Черноморск – Варна –Черноморск;
- для автомобильно-паромного – то же.
В расписании движения паромов на август 2020 фигурирует только одно судно – «Герои Севастополя». Судя по информации, в августе с 03.08.20 по 14.08.20 оно выполнило рейсы Варна – Поти, Поти – Черноморск, Черноморск – Поти. Остальные рейсы на август (с 15.08.20) были отменены. В конце августа судно стояло в порту Варна. Стояло там с 19.08.20 у своего паромного причала. Вернется ли оно к перевозкам из порта Черноморск, не понятно.
Компания “Navibulgar” владеет преимущественно балкерами и только одним судном типа RO-RO Rail Ferry «Герои Севастополя». А паром «Герои Одессы» в списке судов компании уже не числится!
В-общем, получается, что на сегодняшний день работы у паромного комплекса ГП «МП «Черноморск» не так уж и много. Наверное, приходится добирать обслуживанием обычных универсальных сухогрузов.
Могу поверить, что этим комплексом могут интересоваться в Грузии и Турции, но в чём интерес Норвегии?
Понятно, что в перспективе комплекс может быть переориентирован исключительно на автомобильно-паромные перевозки или, вообще, обслуживание автомобилевозов и контейнеровозов со значительным преобладанием импортных грузопотоков над экспортными. В таком случае, он интересен, прежде всего, Турции.