Найти в Дзене
Оружейная Приемка

К-19. Первая в истории советского флота авария ядерного реактора. Причины и последствия

Приветствую всех подписчиков канала.

Предыстория

Историю о К-19 я слышал еще в детстве, но недавно наткнувшись на нее снова, я решил разобраться, а как все было на самом деле.

Минуло уже более 59-ти лет с момента аварии на АПЛ К-19, которая забрала жизни 8-ми моряков. День 4 июля 1961 года навсегда остался чёрной датой на флоте.

Для начала немного истории. К-19 была построена по проекту 658м в Северодвинске. На воду АПЛ спустили 11 октября 1959г, а в строй она встала 12 ноября 1960г. Летом 1961г К-19 её включили в состав Северного флота.

К -19 являлась первой в СССР АПЛ, которая могла умещать на борту 3 баллистических ракеты. Построен атомоход был по замыслу ЦКБ «Рубин», в очень сжатые сроки, этим СССР дал ответ США, которые в то время уже имели у себя на вооружении АПЛ «Джордж Вашингтон ».

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

В середине лета 1961г в Атлантическом океане были боевые учения под названием « Морской Круг». К-19 тоже участвовала в этих учениях во главе с капитаном 1-го ранга Н.Затеевым.

Авария

4-го июля 1961г следуя в Атлантику, для отработки учебной стрельбы, на К-19 случилась авария. В 4:15 у борта левого реактора включилась аварийная система защиты. Причина была в мгновенном падении давления воды и уровня объёма в системе охлаждения реактора в компенсаторах первого контура. Позже стало известно, что на участке сочилась жидкость через трубку одного из датчиков давления. В итоге снижения уровня воды насосы, создающие циркуляцию теплоносителя, вышли из строя. Всё это образовало повышенную температуру в активной зоне.

Эта авария могла спровоцировать взрыв лодки, а в следствии этого и масштабную катастрофу – радиоактивное отравление океана. Командир лодки решил сделать повторный водопровод системы охлаждения. Делали все из подручных средств. Спустя два часа, подводникам,которые все это время находились в зоне радиации, все же удалось смонтировать систему охлаждения, тем самым спасти лодку. В будущем данные повторные контуры поставили на всех АПЛ.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Сорок два человека, ликвидирующих аварию, получили очень большие дозы облучения. Так же ухудшилась радиационная обстановка в других отсеках, т.к. началось распространение аэрозолей и активных газов. Первые симптомы лучевой болезни у облучившихся начали возникать через 4,5 часа. У 15 человек - тяжелая степень, у 11 средней и 16 лёгкой. Ситуация ухудшилась тем,что командир не сразу сообщил об аварии на базу из-за вышедшей из строя антенны. Благодаря аварийному передатчику получилось связаться с двумя средними лодками, которые тоже участвовали в учениях, они то и передали информацию о аварии на АПЛ.

К лодке сразу направились спасатели и медики. Вечером, 4 июля с К-19 было эвакуировано 65 человек, а на следующий день уже весь экипаж. Оставаться в лодке было опасно для жизни. Через несколько дней к месту аварии пришли наводные корабли, взяли К-19 на буксир и потащили на базу. Все это время, К-19 находился под пристальным взглядом торпедных отсеков наших подлодок. В случае, если бы на нее полезли иностранные военные, то ее бы просто затопили.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Спустя порядка 87 часов, весь экипаж был помещён в больницу. В результате облучения, 8человек скончались в течении недели. Остальные длительное время проходили курсы терапии и восстановления. Правительственная комиссия, которая была создана после аварии, решение членов экипажа посчитала единственно верным, по результату чего многим (а также посмертно) вручили медали, ордена и подарки.

Из-за этой аварии, К- 19 получила прозвище «Хирасима», а так же славу несчастливого корабля. Кстати, второе, она вполне успешно оправдывала. На лодке были и аварии, и пожары и даже столкновения на воде и под водой.

Авария на К-19 была долгое время засекречена. Моряки давали подписку о «неразглашении», не говоря об этом даже родственникам. И лишь в 90-е об этом стали говорить, писать в газетах,выпускать книги и даже сняли фильм, который многие наверно с смотрели.

В 1998 году, 4 июля в Москве на Кузьминском кладбище, был поставлен мемориал экипажу К-19. Память о подводниках жива и будет жить, пока мы чтим и помним их подвиги.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Спасибо за внимание, подписывайтесь на канал, что бы не пропустить всё самое интересное)