Европейские «зомби-фирмы» увеличиваются как никогда раньше. Согласно исследованию кредитного агентства Creditreform, в Германии, одной из немногих европейских стран, которая достаточно хорошо пережила вирусный кризис, около 550 000 фирм - примерно одна шестая от общего числа - уже могут быть классифицированы как «зомби». Аналогичная история в Швейцарии.
«Фирмы-зомби» - это компании с чрезмерным заемным капиталом, с высоким риском и бизнес-моделью, которая не является самоокупаемой, поскольку им необходимо постоянно привлекать новые деньги от новых кредиторов для выплаты существующих кредитов. Согласно определению Банка международных расчетов, они не могут покрывать расходы на обслуживание долга за счет своей EBIT (прибыли до вычета процентов и налогов) в течение длительного периода.
Количество «зомби-компаний» в Европе растет благодаря двум основным факторам:
- Политика центральных банков в отношении заемных денег. Они снизили процентные ставки до такого низкого уровня, что даже дефолтные фирмы смогли продолжить выпуск долговых обязательств по обслуживаемым ставкам. Многие крупные «зомби-фирмы» получали помощь более одного раза. Испанского гиганта зеленой энергетики Abengoa выручали трижды за пять лет.
- Тенденция банков с низкой капитализацией - постоянно пролонгировать или реструктурировать безнадежные ссуды. Это особенно распространено в некоторых частях еврозоны, где банки особенно слабы, таких как Италия.
В июльском отчете Bank of America утверждается, что на Великобританию приходится ошеломляющая треть всех «зомби-компаний» в Европе, и составляет 20% всех компаний в Великобритании, что на четыре процентных пункта выше, чем в марте. Согласно новому докладу консервативного аналитического центра Onward:
«В двух наиболее пострадавших секторах - жилье и общественное питание , развлечения и отдых - доля зомби-фирм выросла на 9 и 11 процентных пунктов соответственно, до 23% и 26%.»
Количество «зомби-фирм» резко возросло, поскольку компании взяли на себя огромные объемы долгов просто для того, чтобы выдержать вирусный кризис, при этом получая намного меньше доходов. По данным BIS, по всему миру компании не инвестиционного уровня получили 322 миллиарда долларов за первые восемь месяцев этого года - столько же, сколько за весь 2019 год. Компании, которые уже были на грани банкротства, вместо того, чтобы завершить свою деятельность и реструктурировать долги, получили помощь от правительства или центрального банка.
Мелкие компании также взяли больше банковских кредитов, в значительной степени или полностью обеспеченных государством. Многие фирмы, особенно в секторах, наиболее пострадавших от кризиса, имеют низкие доходы и слабый денежный поток. В результате заемные деньги быстро расходуются, а долг остается.
Что делать со всеми этими «зомби»? Это вопрос, который сейчас задают многие. В отчете Onward предлагается хитрый план (в духе Болдрика) под названием «New Start», который конвертирует любой долг в условную ссуду, полученную в качестве доли от торговой прибыли. Срок погашения долга наступит только тогда, когда компания начнет получать прибыль.
«Схема New Start дает возможность разумно откладывать выплаты только тем фирмам, которые в этом нуждаются», - говорит автор исследования Ангус Грум. «Это может быть реализовано в виде схемы, управляемой Казначейством Ее Величества, а также реализуемой и контролируемой банками».
И налогоплательщики, вероятно, никогда больше не увидят эти средства.
Это одно из предложений, которое существует в Европе и нацелено на то, чтобы найти способ удержать большую часть европейских фирм в вертикальном положении как можно дольше. По сути, государственный долг конвертируют в акции компании. Эта идея особенно популярна среди высокопоставленных банкиров, таких как генеральный директор Unicredit Жан Поль Мустье
«Это беспроигрышный вариант для всех», - говорит лорд Ли Херли: «Это обеспечит предприятиям беспроцентную ликвидность, не препятствуя их потенциалу роста, и, соответственно, предоставив банкам возможность вернуть больше денег, которые они вложили в среднесрочной и долгосрочной перспективе ».
Бывший канцлер Великобритании Джордж Осборн предложил другое решение: просто простить все долги малого бизнеса, связанные с коронавирусом. Как и в большинстве предложений, план сформулирован исключительно с точки зрения спасения небольших компаний.
«Ни один из этих вариантов не является« бесспорным », и каждый включает в себя разную степень морального риска, потерь налогоплательщиков и технических сложностей», - говорит Грум. «Однако наш вывод состоит в том, что некоторые действия неизбежны».
До сих пор многие, хотя и не все, краткосрочные меры по спасению со стороны правительств или центральных банков могут быть так или иначе оправданы, особенно если они поддерживают безработных и открывают замороженные кредиты даже для здоровых компаний. Но совсем другое дело, когда краткосрочные усилия по спасению становятся долгосрочной реальностью, которая помогает порождать все больше и больше недееспособных фирм.
Есть множество причин, по которым дальнейшее оказание поддержки «зомби-фирмам» - не лучшая идея.
Во-первых, они менее продуктивны и вытесняют инвестиции в более эффективные фирмы. Исследователи из BIS обнаружили, что увеличение количества «фирм-зомби» на 1% пункт - это замедление роста занятости на 0,25% пункта и снижение уровня капиталовложений на 17%.
Во-вторых, позволяя «зомби-фирмам» размножаться, правительство и центральные банки, по сути, пытаются защитить коммерческие банки от последствий их плохой практики кредитования, а инвесторов - от последствий их неправильного инвестиционного выбора. Таким образом, они не просто поощряют, а стимулируют плохие действия и решения. Это все накапливает большие проблемы на будущее.
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Моя торговая система Торговля фьючерсом на акцию Сбербанка