Трудно быть толерантным, если ты дальше своей деревни никуда не выезжал. Когда даже на приезжих из города смотришь как на чужаков, от которых не знаешь чего ожидать.
А уж люди с другим цветом кожи тебе видятся, если не сказочными единорогами, то уж точно чем-то странным, диковинным и непонятным.
Мнение об иностранцах у большинства средневековых жителей, формировалось со слов других, чаще всего, широко известных и влиятельных людей.
Рассмотрим двух таких законодателей взглядов.
Со стороны Востока это будет — арабский историк Аль-Масуди, живший в 10 веке. Он считал бледнокожесть европейцев неисправимым недостатком в работе их гуморов.
Стоит пояснить, что именно на теории 4х гуморов (крови, флегмы и 2х видов желчи) строилась средневековая медицина. От их равновесия в организме зависело здоровье человека.
И вот, соответственно, Аль-Масуди в своих сочинениях писал, что бледному человеку из северной Европы не хватает солнечного тепла, теплого гумора. Из-за чего у него тонкая кожа, большое тело, сам он неповоротлив и не особо умен.
Военная пропаганда добавляла к этой теории еще и свой логичный вывод, о том что при таких вводных, европеец еще и труслив. Так что воевать с ним не страшно. И даже нужно.
Европейцы тоже не отставали. Одним из излюбленных приемов было противопоставление белого-светлого и темного-черного-греховного. Что чем темнее кожа человека, тем ближе ее обладатель к бесам.
Ну и кроме этого, все та же теория равновесия гуморов.
С этой стороны, можно привести в пример высказывания папы Урбана II, настраивающего людей на правильный лад при подготовке к первому Крестовому походу.
В ход шли все те же рассуждения о неправильных гуморах. Только теперь во всем виновато было яркое солнце, из-за которого истончается кожа, уменьшается количество крови в организме и нарушается равновесие жизненных сил.
От чего люди с темным цветом кожи становятся трусливыми, и они обязательно побегут с поля боя.
Вот такая вот взаимная логика, убеждающая людей, что человек с иным цветом кожи слаб, нездоров и не опасен в сражении.