Найти в Дзене
Финансовая газета

Торговая война США с КНР вошла в новую фазу

Оглавление

Американский IT-гигант Oracle 14 сентября договорился с китайской компанией ByteDance о сделке, благодаря которой мог бы контролировать заокеанский сегмент соцсети TikTok.

Но Дональду Трампу соглашение не понравилось, так как Oracle становится лишь «доверенным технологическим партнером» ByteDance, а не владельцем 100% акций. Окончательная реакция американского президента стала известной уже после подписания номера в печать. Но в любом случае мир столкнулся с новой фазой американо-китайской торговой войны за технологическое лидерство.

Китайский алгоритм

Дональд Трамп обвинил китайскую соцсеть, распространяющую короткие видео, в передаче конфиденциальных данных американских пользователей Пекину и потребовал ее продать американской компании или просто закрыть. Переговоры продолжались до середины сентября. Сделка оценивалась в $ 30 млрд.

Но ByteDance договорилась лишь с Oracle. В рамках договоренности американская компания выступит «надежным поставщиком технологий», для чего возьмет на себя управление данными пользователей TikTok в США. О том, как сделка будет оформлена юридически, достоверно не было известно. Вплоть до конца прошедшей недели. Тем не менее ByteDance высказала надежду, что после соглашения с Oracle блокировки TikTok не будет.

Однако Дональд Трамп на пресс-конференции 16 сентября указал, что сделка должна завершиться покупкой Oracle 100% акций «американского» TikTok. Он уточнил, что еще не видел контракта и поэтому не готов ничего подписывать. Более того, Трамп возмутился, что по закону компания не может направить правительству США большую часть денег за одобрение сделки, потому что раньше не было такого прецедента. Американский президент при этом все же сообщил, что к концу недели ему станет все известно и тогда он примет окончательное решение. Впрочем, ему придется учесть резолюцию Комитета по иностранным инвестициям (CFIUS), который еще не рассмотрел условия сделки.

Схватки вокруг сделки о контроле над сетью TikTok, по-видимому, продолжатся еще около недели. Китайская сторона готова идти на дальнейшие уступки. Так, ByteDance уже готова передать исходный программный код и остальное программное обеспечение американского сегмента TikTok компании Oracle. Лишь бы у Трампа не было сомнений в надежности защиты персональных данных американцев.

Однако дело не столько в перипетиях последней сделки, сколько в том, насколько дело TikTok повлияет на исход торговой войны двух самых развитых экономик мира, особенно в сфере высоких технологий.

Китайский инновационный синдром

Первый выстрел в торговой войне с Китаем США нанесли в августе 2017 года, когда Дональд Трамп инициировал расследование о краже интеллектуальной собственности. В марте 2018-го посыпались одни запретительные таможенные пошлины за другими. К октябрю 2019 года практически весь китайский экспорт в США (в 2017-м он достиг $ 522,9 млрд) был обложен тарифами от 10 до 30%. Ответные китайские заградительные пошлины, которые также затронули почти все импортные американские товары и услуги, оказались на поверку более эффективными. В ближайшее время защитные меры со стороны Китая могут стать еще более жесткими. Арбитражный суд Всемирной торговой организации после двухлетнего рассмотрения признал увеличение США таможенных пошлин против Поднебесной незаконными. Пекин уже запретил своим компаниям закупать в США свинину и сою. А эту сельхозпродукцию производит атомный электорат Трампа.

В Вашингтоне понимают бесперспективность войны товаров. Поэтому после срывов ряда переговорных раундов 15 января этого года Дональд Трамп и вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ подписали соглашение о первой фазе сделки об урегулировании двусторонних торговых споров.

Первая фаза сделки, рассчитанная до президентских выборов в США, должна была «обеспечить безопасность (американской) интеллектуальной собственности», «прекратить принудительную передачу технологий», «значительно расширить американский агросектор», «устранить барьеры для американского финансового сектора», «прекратить валютную манипуляцию» со стороны Китая, «восстановить баланс в американо-китайских торговых отношениях», «эффективно урегулировать двусторонние споры» в торговле.

Китай должен был удвоить импорт из США – на $ 200 млрд ежегодно. Но перемирие сорвалось. Вмешался COVID-19. 19 августа 2020 года американский президент отказался от проведения переговоров с китайской стороной, обвинив КНР в распространении по всему миру вируса COVID-19. Кстати, в американские суды подано 6 исков за распространение вируса на суммы, превышающие $ 20 трлн.

Новый виток эскалации американо-китайской войны случился и по геополитическим причинам. США объявили жесткие персональные санкции против госслужащих и госкомпаний, которые (по версии Вашингтона) способствовали принятию закона о национальной безопасности в Гонконге. Именно после этого Пекин и ограничил покупки сельхозпродукции в США. Несколько дней назад Вашингтон запретил поставки хлопка из Синцзян-Уйгурского автономного района Китая, обосновав этот шаг использованием рабского труда местных жителей. Пекин, естественно, готовит ответный удар.

Однако война товаров бесконечно длиться не может. Противники могут найти и другие рынки сбыта. Кстати, главным торговым партнером Китая в мире является Евросоюз – 24% китайского экспорта (США – 18%). Важнее другой аспект – интеллектуальный. Войну Китаю США объявили не из-за торгового дефицита в $ 335,4 млрд. Настоящая причина – резкое обострение противостояния двух крупнейших экономик мира в сферах высоких технологий. Не случайно вслед за самыми первыми введениями торговых барьеров был нанесен удар по китайскому IT-гиганту Huawei.

Так, 6 декабря 2018 года финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу задержали в Канаде по требованию властей США. Формально ее обвинили в нарушении американских санкций против Ирана. Однако ставки куда выше, учитывая тот факт, что она – дочь основателя и владельца высокотехнологичной компании. Как известно, Huawei – мировой лидер в разработке мобильной связи поколения 5G. Это не устраивает американских конкурентов. Китайской компании запретили деятельность на территории США и Великобритании. Того же добиваются от ЕС. Любое сотрудничество американских компаний с Huawei также поставлено под запрет. В результате китайцы не могут использовать в своей продукции операционную систему Android. Впрочем, они уже нашли ей замену, хотя пока не совсем понятно, насколько она соответствует техническому прогрессу.

Захват американского сегмента TikTok – из этой же серии технологической войны.

Однако США опоздали с борьбой против китайского промышленного шпионажа. Поясним, как это делают в Поднебесной. В этой стране до сих пор ограничены сферы деятельности компаний со 100%-ным иностранным участием. В совместные же компании Пекин требует перевозить из тех же США новые технологии. И не надо пробираться в штаб-квартиры с фотоаппаратами и перехватывать электронную переписку.

Так что претензии США в определенной мере вполне обоснованны. Впрочем, Пекин еще в марте прошлого года обещал исправить эту ситуацию. В ближайшие несколько лет все ограничения для иностранных компаний будут в Китае сняты, а трансферт технологий будет существенно ограничен. Вероятно, американские инвесторы поверили китайскому руководству и не спешат выводить свои капиталы в другие страны или на родину, несмотря на требования Дональда Трампа.

В целом же картина складывается следующая. С одной стороны, китайские инновации заградительными мерами уже не остановить. Это надо было делать 20 лет назад, когда Китай принимали в ВТО. С другой – и американским инноваторам невыгодно прекращение сотрудничества с китайскими коллегами. Так можно пропустить вперед новых конкурентов.