«Большая красная единица» (Big Red One) – неофициальное наименование 1-й пехотной дивизии армии, старейшего соединения армии США. Недооцененный в Голливуде мастер малобюджетного кино на неудобные темы Сэмюэл Фуллер снял фильм фактически о своей службе в Big Red One во время второй мировой войны.
Несмотря на то, что его наиболее признанные работы не на военную тему — «Шоковый коридор» о психиатрической лечебнице и «Обнажённый поцелуй» о проститутке, стремящейся изменить свою жизнь – Фуллера война никогда не отпускала. «Стальной шлем» и «Примкнуть штыки!» о Корейской войне, «Мародеры Меррилла» и «Большая красная единица» о второй мировой.
Вышедший в 1980 году фильм рассказывает историю сержанта (Ли Марвин) и его четырех его солдат — "четырех всадников", как их называют. Идет война, новобранцы приходят и гибнут, а они остаются в живых. Шутка, которая проходит через фильм в том, что даже после нескольких месяцев тренировок вместе с другими солдатами никто из четверки не удосужился узнать их имена.
Ли Марвин играет командира отделения, известного просто как сержант. Он ветеран Первой мировой войны, седой, молчаливый реалист. Всадники – играет Марк Хэмилл (тот самый Люк Скайуокер), Бобби Ди Чикко, Келли Уорд и Роберт Кэррадайн.
В этом ансамбле персонаж Кэррадайна – Заб – и есть Сэм Фуллер. Фуллер сражался в 1-й пехотной дивизии. В подростковом возрасте и в молодости писал сценарии к фильмам категории «Б», освещал преступления для New York Evening Graphic. Он сказал, что пошел в армию, потому что «у меня была чертовски хорошая возможность осветить самую большую криминальную историю века, и ничто не могло помешать мне быть свидетелем». Начальство дважды пыталось сделать его официальным армейским репортером, но он настоял на службе в пехоте. Как и Заб Фуллер опубликовал детективный роман в разгар боевых действий, продал права на фильм Голливуду и потратил тысячу долларов выручки на вечеринку для своего отряда за несколько дней до битвы за Арденны. Как и Заб, Фуллер жевал сигары и делал все возможное, чтобы казаться больше, чем жизнь. И, как и Заб, он прошел войну в целости и сохранности.
Фуллер стал голливудским режиссером, чьи 23 фильма имеют заслуженную репутацию за сочетание сурового реализма и ярких персонажей с беззастенчивой мелодрамой. За свою жизнь Фуллер получил мало признания кинокритиков, но он повлиял на таких мастеров кино как Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино.
Фуллер потратил годы, пытаясь получить финансирование для съемок «Большой Красной единицы». Когда же он закончил съемки, студия, придя в ужас от хронометража в четыре с половиной часа, потребовала правок, которые сократили фильм до 113 минут.
В итоге фильм провалился. Казалось, что Фуллер не смог перенести на экран пережитое им, получилось очень пресно. Но через 17 лет после смерти режиссера была восстановлена его авторская версия (плюс 49 минут) и фильм был заново оценен критикой. Лауреат Пулитцеровской премии критик Роджер Эберт поместил его в свой список великих фильмов.
Согласно мемуарам Фуллера, почти все, даже самые невероятные эпизоды случились на самом деле. Рядовой на Сицилии, которому прострелили яичко и сказали, что именно поэтому Господь дал ему два, перестрелка в римском амфитеатре, налет на бельгийский сумасшедший дом. Всем казалась тяжеловесной сцена сражения в сумасшедшем доме, когда один из его обитателей хватает пистолет-пулемет и кричит: «Я один из вас! Я в своем уме! Я в своем уме!», поливая при этом всех огнем. Эту сцену посчитали неуклюжей символикой, но Фуллер воссоздавал военный инцидент, свидетелем которого он был, и в своих мемуарах даже назвал имя пациента.
В заключение Заб озвучивает мораль фильма: «Выжить – это единственная слава на войне». И это не антивоенный слоган. Фуллер явно рассматривал Вторую мировую войну как великое приключение, в котором он сумел выжить и уйти невредимым. И он предложил зрителю соблазниться такой же возможностью, если будет оказия.
Также по теме:
Военный боевик «Грязная дюжина» – антисистемный гимн войны и насилия
«Самый длинный день» Дэррила Занука: НАТО на службе у Голливуда
«Генерал» Бастера Китона – немой киношедевр о паровозах и гражданской войне
«Ад для героев» – первый фильм «новой волны» военного кино Голливуда
Вестерн «Дружеское увещевание» – подарок президента Рейгана генсеку Горбачеву
«Зеленые береты» Джона Уэйна – провальный гибрид военной драмы и вестерна о Вьетнамской войне
«Лис пустыни» – фильм о фельдмаршале Эрвине Роммеле как символ «холодной войны»
Военно-исторический сериал «Грант» продюсера Леонардо Ди Каприо
«Пятеро вернулись домой» – сериал от Netflix о великих кинорежиссерах, отправившихся на войну
Военная история Кларка Гейбла - звезды Голливуда и майора ВВС США
Военная история Джимми Стюарта – звезды Голливуда и бригадного генерала ВВС США
«Наемник» и «Напарники»: зачем Серджо Корбуччи снял два одинаковых вестерна о гражданской войне в Мексике?
«Храброе сердце» Мела Гибсона: реальная история битвы на Стерлингском мосту
«Осада Жадовиля» Ричи Смита: реальная история битвы наемников и миротворцев ООН
«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани: гражданская война в Мексике и сапата-вестерн
«Мы были солдатами» Рэндалла Уоллеса: реальная история битвы в долине реки Йа-Дранг