Победа англичан в битве при Азенкуре в 25 октября 1415 г. во время Столетней войны традиционно представляется английскими историками как эпичное превозмогание. Голодные, шедшие налегке воины Генриха V совершают длительный переход по сложной местности, находясь при этом под преследованием наседающих на пятки сытых и цветущих французов. Французов много, англичан мало, на стороне одних напыщенные рыцари, кони и броня доспехов, на стороне других — отвага и старые добрые длинные луки. Луки и отвага йоменов, оказавшихся в меньшинстве, громят напыщенность, самодовольство аристократичных рыцарей. Финал сказки. Вишенкой на торте, которая должна окончательно подчеркнуть волю к победе, присущую простым британским парням, служит история о поносе и спущенных шоссах.
Как оно себе представлялось?
Рассказ о голозадых английских лучниках в битве при Азенкуре, как причудливая смесь правды и домысла, довольно распространен как в книжных изданиях, так и в интернете. Выглядит он так.
Из источников совершенно точно известно, что во время движения по Нормандии в войске Генриха V началась эпидемия некой кишечной инфекции, сопровождавшейся поносом. По этой причине, когда наступил момент сражения, английские лучники спустили шоссы (в особо терминальном варианте рассказа — сняли штаны). Зачем? Ну ясно же — лук лонгбоу имеет высокое натяжение на тетиве, которое могло доходить до 150 фунтов (около 68 кг), прилагая такое усилие, человек с диареей невольно может обгадиться. И вот, чтобы лишний раз не тратить время на вытряхивание из штанов очередной порции нечаянной радости, смекалистые мужики заранее решили принимать бой с голыми задницами. И ничего, не осрамились, даже наоборот, посрамили врага.
Бесспорно, история в таком виде выглядит яркой и запоминающейся по нескольким причинам. Во-первых, в силу своей пикантности. Ситуация, когда с одной стороны вылетают стрелы, а с другой — компенсирующая отдачу густая струя поноса — это же прикольно. Шеренга лучников с голыми жопами, лол. Во-вторых, это же С М Е К А Л О Ч К А. И в-третьих, «позор тому, кто плохо про это подумает». Кто упрекнет самоотверженных людей, которые несмотря на болезнь, изнеможение, честно исполняют свой долг, наплевав даже на то, как будут выглядеть в чьих-то глазах?
Забавно, интересно. И с очень большой вероятностью не имеет никакого отношения к реальности.
Как оно могло быть?
Давайте разбираться, откуда пошла история с поносящими лучниками. В письменных источниках есть следующие упоминания:
«Их лучники насчитывали не менее тринадцати тысяч [человек] и со всей возможной скоростью пускали стрелы настолько высоко, насколько это было возможно, дабы нанести наибольший вред; по большей части все они не носили никакой брони, а только куртки-пурпуаны и распущенные чулки-шоссы, а топоры или мечи подвешивали к своим поясам, некоторые, действительно, были босыми и без шапок».
(«Хроники» Ангеррана де Монстреле, перевод А.Куркина)
О том, что английские лучники сражались «без доспехов, в пурпуанах и скатанных шоссах» упомянули также другие французы — Ворен и Лефевр.
И в первом, и во втором случае ни о каком поносе речи не идет. Рассказчики, бывшие на стороне французов, акцентируют свое внимание на дешманском внешнем виде неприятеля и упоминают одну деталь — спущенные шоссы. Сопоставляя ее с фактом эпидемии дизентерии, поздние авторы рисуют нам картину с дрищущими голозадыми лучниками.
Чтобы понять, насколько она была оправдана, нам прежде всего предстоит разобраться, что же такое шоссы?
Шоссы (франц. «chausse» от лат. названия закрытой обуви «calceus») — распространенный в Европе вид мужской и женской одежды, представляющей из себя суконные либо льняные чулки, сшитые из куска материи косого кроя.
Женские шоссы доходили до колена и скрывались под юбкой, они нам, понятное дело, неинтересны.
Мужские же шоссы в течение всего XV века представляли из себя единственно использовавшуюся одежду для ног. Начиная с XIII они постепенно удлиняются, и стартовав от высоты колен, к концу XIV века начинают доходить до бедер. Так как шоссы не сшиваются между собой, комплектом к ним идут брэ — изготовленный изо льна аналог трусов или шортов. По мере удлинения шоссов, брэ укорачиваются, в течение XIV в. превращаясь из «кальсонов» в «плавки».
В зависимости от того, как выглядит горловина, историки моды выделяют несколько видов шоссов:
«круглые» шоссы» — с прямой горловиной без выступающих частей;
шоссы «с хвостом» — для удобства крепления с наружного бока или сзади они имели выступающий клин — «хвост».
Как «круглые», так и «хвостатые» шоссы не сшивались между собой, не имели гульфика, карны и тому подобных элементов, а потому именовались «пустыми внутри ног». Также к концу XV в. кто-то додумался, наконец, сшить два чулка между собой, получив таким образом колготки под названием «шоссы, полные внутри ног».
То есть, для справления нужды лучникам логичнее было снять брэ, так как именно они препятствовали свободной дефекации.
Кроме шоссов и брэ, одежду средневекового мужчины составляли нательная рубашка (шемиза), надеваемая поверх нее стеганка, называемая пурпуэн или жиппон, а последними надевались сюрко или котта — самый верхний элемент гардероба. Как правило, сюрко и котту носили поверх одежды представители высших слоев общества, тогда как крестьяне, солдаты и дворянская молодежь обходились только жиппоном.
Первоначально, «круглые» шоссы крепились шнурками к поясу брэ, либо подвязывались по периметру. По мере сокращения длины верхней одежды, шоссы начинают прикрепляться уже не к поясу, а к нижней кромке пурпуэнов и жиппонов. Как раз для этой цели у шоссов появляется «хвост».
Позднее Средневековье — период так называемой «сексуализации костюма», когда он становится максимально приталенным и облегающим. Соответственно, шоссы должны были предельно плотно облегать ногу, для чего их стараются максимально натянуть и крепко подвязать. Понятно, что одежда простолюдинов и состоятельных лиц отличалась по качеству подгонки по фигуре, но тренд в целом задавался одинаковый. Кроме того, максимально приталенным должен был быть выполнен и жиппон. Последний был более распространен в фасоне «четыре четверти» по причине большей простоты изготовления. При надевании жиппон плотно застегивался на множество пуговиц либо зашнуровывался.
Комплект шоссы-жиппон, будучи соединенными воедино и хорошо зашнурованными, стесняли движения. Понятно, что когда речь шла о почтенных гражданах, то в их поведении важна степенность, способная подчеркнуть их высокий статус. А что делать, когда ты должен активно двигаться и выполнять какую-то физическую работу?
Во-первых, крестьяне, солдаты, поскольку не относились к уважаемому кругу лиц, могли позволить себе большую свободу в одежде. Как писалось выше, они зачастую не носили котты, их жиппоны могли быть короче, а число отверстий для шнуровки шоссов меньше. Во-вторых, в определенных ситуациях они могли распустить шнуровку и снять с себя часть одежды, чтобы им стало удобней. На этот счет существует огромное количество изобразительных источников и миниатюр, на которых:
- Копают землю:
- Ведут поединок:
- Палач рубит голову:
- Несут крест:
- А вот здесь изображен лучник, спустивший шоссы для удобства стрельбы:
Как видим, в определенных ситуациях считалось допустимым частично отвязать стеснявший движения «хвост» шосс, либо вообще спустить их до колена. Хотя это было не вполне прилично, зато так же привычно, как для нас закатать рукава. Естественно, побочным эффектом от такого «послабления» становился голый зад владельца.
Если экстраполировать причины, по которым изображенные на миниатюрах люди спустили свои шоссы, на английских лучников, с которых начался рассказ, то складывается вот какая картина. Надвигалось сражение, англичане, планировавшие его принять в обороне, заранее подготавливали позиции. Лучники копали землю, втыкали в нее заостренные деревянные колья. В бою им предстояло постоянно натягивать тетиву для стрельбы, наклоняться для того, чтобы подбирать стрелы. В полностью зашнурованных и подтянутых шоссах выполнять все эти движения было не слишком удобно. Поэтому они не проявляют ту самую «С М Е К А Л О Ч К У», благодаря которой смогли бы стрелять и поносить одновременно, а просто делают естественное и привычное для своего времени действие — спускают шоссы до колен, тем самым повышая свое удобство.
Собственно говоря, скорее всего на это и обратил внимание Ангерран де Монстереле и иже с ним — английские мужики без защиты, не имеют доспехов, но подготовились для долгой и изнурительной боевой работы. Только и всего, никакого поноса на поле боя.
Возможно, в каком-то тексте, написанном англичанином, бывшим очевидцем событий, прямо указано, что шоссы были сняты исключительно в целях их не обгадить. Тогда другой разговор. С имеющейся же на руках информацией можно сказать, что рассказ о массовой диарее на поле боя — классический пример создания лишних сущностей ради лулзов. Исторический анекдот, опирающийся на нахождение связи между не зависящими друг от друг фактами, составленный совершенно без знания контекста. Такой же, как Керенский в женском платье, рыцари, провалившиеся под лед, и многое другое. Короче говоря, если факт жареный — подвергайте его проверке.