Иногда даже богам сложно выбрать единственную подругу сердца, особенно среди девяти претенденток.
Однажды верховный бог Один прогуливался по берегу моря и вдруг набрел на спящих красавиц, облаченных в полупрозрачные бирюзовые одежды.
Это были богини волн и дочери бога морской пучины Эгира — Ульфрун, Атла, Ангейя, Гиалп, Грейн, Имд, Ярнсакса, Эйстла и Эйргьява.
Один, естественно, был очарован синеокими девами с длинными золотистыми волосами и белоснежной кожей, причем всеми сразу. Настолько сильно, что выбрать одну был просто не в состоянии. Сестры отнеслись с пониманием к такому желанию бога и дружно стали его женами. Но самое удивительное случилось позже — морские красавицы совместно родили чудо-младенца, которого счастливый отец назвал Хеймдалль — тот, кто освещает мир.
Сын девяти матерей рос, как говорится, не по дням, а по часам — заботливые родительницы кормили его жаром солнца, морской водой и силой земли.
На такой диете Хеймдалль быстро возмужал и поспешил к отцу в Асгард. Там как раз закончилась стройка тысячелетия — был возведен Биврёст («дрожащая дорога»), радужный мост. Он был призван охранять Асгард от вторжения великанов и создан из трех стихий — огня, воздуха и воды. Их символами были ярчайшие цвета спектра — красный, голубой и зеленый соответственно.
Но радуге требовался могучий страж. Им и стал новый бог — Хеймдалль. Боги вооружили его сияющим мечом и золотым рогом Гьяллархорн в форме полумесяца, в который он должен протрубить в Рагнарек, час последней битвы богов. Каждое утро Хеймдалль на златогривом коне проезжает по радуге, возвещая наступление нового дня. Поэтому Хеймдалль считался еще и богом рассвета. Были у бога и собственные чертоги — Химинбьёрг («Небесные горы»), где хозяин угощал всех пришедших великолепным медом.
Также Хеймдалль получил в подарок от Одина тончайший слух (например, он слышал, как растет трава) и острое зрение. Он не нуждался в отдыхе и никогда не терял бдительности.
Кстати, некоторые специалисты предполагают, что сначала Биврёст символизировал не радугу, а Млечный Путь.
Но Хеймдалль не только охранял обитель богов, но и выполнял щекотливые поручения. Например, именно он вернул прекрасной Фрейе ее ожерелье Брисингамен по приказу отца.
Хеймдалля изображали в белоснежных доспехах и называли блистающим и светлейшим из асов. У этого бога даже зубы были из чистого золота, а улыбка в буквальном смысле ослепительная. Так как он был сыном морских богинь, исландцы причисляли его не к асам, а к ванам — богам воды и воздуха. К ним принадлежали также Ньёрд, Фрейр и Фрейя.
Но скандинавы почитали этого бога не только как стража Асгарда. Именно он разделил людей на три сословия — воинов (ярлов), крестьян (бондов) и рабов (трэлей). Таким образом, он стал основателем социальной иерархии и каждому сословию назначил свои права и обязанности.
Под именем Рига он отправился странствовать по земле. Сначала он заглянул на огонек к беднякам, живущим на морском берегу — Аи (прадед) и Эдде (прабабка). Они угостили его овсяной кашей, а спустя время у Эдды родился смуглый мальчик по имени Трэл. Повзрослев, он женился на такой же грубой и крепкой девице Тир, и вместе они стали прародителями сословия слуг и рабов. В их обязанности входило добывать торф, удобрять поля, кормить свиней и стеречь коз — словом, тяжелый и нечистый физический труд.
Потом Хеймдалль-Риг остановился в благоустроенной избушке у крестьянской пары — Афи (дед) и Аммы (бабка).
После его ухода у них родился голубоглазый Карл. Хозяйственный парень женился на домовитой девушке Снер и от них пошли все свободные земледельцы. Они проводили свое время за плугом, собирали урожай, строили дома — в общем, занимались созиданием благ.
Наконец бог посетил замок на холме, где был любезно принят третьей супружеской парой. Мужа звали Фадир (отец), а жену — Модир (мать). Воспитанные и хорошо одетые люди угостили странника дорогими винами и деликатесами. И через некоторое время у них родился красивый мальчик Ярл, который с юных лет любил охоту и сражения, а также читал руны. Он женился на изящной Эрне, а его потомки стали профессиональными воинами, а позже и правителями. Один из его сыновей стал первым конунгом Дании.
Таким образом, Хеймдалль также считался непосредственным предком всех людей.
Кстати, миф о Риге обыгрывается в первом сезоне «Викингов». Там некто по имени Риг точно также навещает жену бонда, который позже приходит искать справедливости у Лагерты и обвиняет жену в измене. Однако Лагерта объясняет, что ему была оказана великая честь — принять у себя бога. Поэтому упрямому бонду следует не возмущаться, а гордиться таким визитом.
Хеймдаллю также суждено пасть в Рагнарек, когда все асы и ваны сразятся с инеистыми и огненными великанами. Сурт — предводитель последних — благодаря своей пламенной природе преодолеет Биврёст, ранее недоступный для ледяных великанов, и орда гигантов хлынет в Асгард.
К ним примкнет и вечный смутьян Локи вместе со своим ужасным потомством — огромным волком Фенриром, морским змеем Ёрмунгандом и богиней смерти Хель. Именно Хеймдалль убьет Локи в последнем бою и погибнет сам.