Найти в Дзене

В каком сражении был сбит самолёт Алексея Маресьева?

Уверен, что я не удивлю никого из представителей моего поколения тем, что книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» я читал и перечитывал в действе с большим довольствием. Я бы даже сказал — взахлёб. Тем более, что в детстве мне довелось самого Маресьева видеть и слышать вживую.

И давайте согласимся, что книга того стоит. Может быть, тогда ещё многое понималась на уровне подсознания, но в ней (что крайне редко для советских книг того жанра) не было раздражающей «идеологической начинки». В ней не было и бурной фантазии автора по поводу совершенно невероятных подвигов. Нельзя сказать, что в ней нет недочётов с точки зрения военного историка, но они не существенны, особенно с учётом того времени, когда книга писалась. Автор просто и подозревать не мог о некоторых вещах, тем более не повлиявших никак на качество произведения.

«Повесть о настоящем человеке», как всем известно, основана на вполне реальной биографии. Формально автор поменял лишь одну букву фамилии, чем навсегда создал путаницу в том, как же звали реального героя, и как — книжного.

Борис Полевой даже позволил себе вставить в книгу уж совсем идеологически неправильный персонаж — поручика Карповича. Саму мысль о том, что мог быть лётчик императорской армии, который был не хуже нашего советского героя, в те времена могли счесть крамольной. А уж то, что за вымышленной фамилией скрывался совсем уж неподходящий персонаж и подавно говорит о «недобросовестности» советской цензуры. Прототип поручика Карповича — Александр Прокофьев-Северский, легендарная личность, пилот, военачальник, авиаконструктор, был одним из тех людей, которыми Россия могла гордиться, но кого революция 17-го года лишила Родины.

Книга, как я уже сказал, автобиографична (именно так, поскольку Полевой писал со слов самого Марьесьева), но некоторые факты в ней просто не нужны были. И, как легко догадаться по заголовку, я хотел обратить внимание на один из таких моментов. Книга начинается с воздушного боя, в котором самолёт главного героя был подбит. Автор не пишет, где и когда был этот бой, да это и не имеет значения — мало ли происходило воздушных боёв на фронте.

Но ведь, что характерно: если начать рассматривать маленький эпизод войны, посмотреть, с каким глобальными событиями он связан, то можно узнать много интересного.

Так вот, настоящий Алексей Маресьев служил в 580-м истребительном авиационном полку. Сформирован полк был в сентябре 1941 года и до весны 42-го оставался в резерве. Таким образом на обучение у лётчиков было много времени до тех пор, пока им пришлось идти в бой. В отличие от книги, Маресьев никогда не воевал на «ишаке» (истребитель И-16), а сразу осваивал новый Як-1. Самолёт этот был, мягко говоря, далеко не самый удачный, но лучше «ишака» или «чайки».

В марте полк включили в состав 6-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования (СВГК) вместе с 74-м штурмовым и 842-м дальнебомбардировочным авиационными полками. Чуть позже в группу добавили три истребительных полка, из которых два летали на самолётах ЛаГГ-3 и один на лендлизовских «Харрикейнах», ещё один полк штурмовиков Ил-2 и полк бомбардировщиков Пе-2. Для того времени это была довольно мощная сила.

Ударные авиационные группы были сформированы в РККА весной 1942 года. К тому времени наша авиация была сильно раздроблена, дивизий в её составе практически не оставалась. Были отдельные полки (крайне слабого состава, по два десятка самолётов), которые в лучшем случае придавались фронтам, но многие и армиям. При этом, обстановка требовала создания более крупных авиагруппировок для массированного применения авиации. Ими и стали десять созданных авиагрупп.

6-я группа планировалась для действий на Волховском фронте. Только для этого фронта, да ещё Западного предназначалось по две авиагруппы. При этом командованию фронта группы не подчинялись. Хотя группа должна была действовать на Волховском фронте, события о которых идёт речь связаны с соседним, Северо-Западным фронтом. Речь про Демянскую наступательную операцию. Началась она 7-го января 1942 года, сначала шла неудачно, но, после переброски дополнительных крупных сил, нашим войскам удалось окружить в районе Демянска шесть дивизий 16-й армии Вермахта, около сотни тысяч человек. Бои за ликвидацию этого плацдарма продлятся до весны 43-го года, когда немцы сами оттуда уйдут. В ходе многочисленных операций по его ликвидации погибнут десятки тысяч солдат. В окружении немецкие войска оставались недолго, уже 21-го апреля будет пробит узкий коридор из «котла», по которому будут снабжаться войска и вывозиться раненые.

Пока же коридора не было, немцы снабжали окруженную группировку по воздуху. Наша же авиация всячески старалась этому помешать, но неудачно. И в борьбу с немецким «воздушным мостом» включились самолёты 580-го полка 6-й авиагруппы. Первый бой самолёты полка провели 31-го марта, а уже 1-го апреля Маресьев сбил свой первый самолёт — немецкий транспортник Ju.52. Ещё через три дня он сбил сразу два таких транспортника. А на следующий день Маресьев сопровождал бомбардировщики и его самолёт был подбит. Как мы видим, его первая боевая биография была очень короткой. Потери нашей авиации были велики, к 31-му мая от 580-го полка (из 24 самолётов) осталось лишь 4 машины. Не лучше было и в других полках.

В отличие от книжного Мересьева, сам Маресьев смог дотянуть до своей территории и там посадил самолёт. И дальше восемнадцать суток полз по лесу. То, что сел он на нашей, а не на немецкой территории разницы не имело. Разве что можно было не опасаться встречи с немцами. Но места там безлюдные, леса, болота, и зверей хватает. Так что выжил он чудом.

Иллюстрация к «Повести о настоящем человеке» Николая Жукова
Иллюстрация к «Повести о настоящем человеке» Николая Жукова

Поскольку полз он по своей территории, а не немецкой, то и попал он не к партизанам. И вывезли его с нашей территории. Из деревни Плав на Валдае (в книге это деревня Плавни). Кстати, в повести есть и ещё один реальный персонаж, у которого чуть изменили фамилию. В книге он фигурирует как Герой Советского Союза Андрей Дегтяренко, командир эскадрильи и друг Мересьева, который вывез его с немецкой территории.

На самом деле его звали Андрей Николаевич Дехтяренко и он командовал эскадрильей в 580-м полку. И действительно вывез Маресьева из деревни Плав на самолёте У-2. Но тогда он ещё не был Героем Советского Союза, это звание было присвоено посмертно: Дехтяренко погиб в бою 11-го июля того же года.

Биография настоящего Маресьева такова, что без всякой литературной обработки вызывает восхищение. И важно то, что таких вот настоящих, не вымышленных, не книжных героев было очень много.

Не знаю, читают ли сегодняшние дети «Повесть о настоящем человеке», но искренне хотелось, чтобы они читали. Стоит она того.

Я вам хочу порекомендовать свою статью о других, неизвестных и забытых героях той войны, без подвига которых и меня бы, наверное, не было на свете:

Как простые шоферы спасали Ленинград?