Эту историю мне рассказал один из ветеранов Великой Отечественной войны.
До войны он закончил среднюю школу №6 (так тогда называлась нынешняя МБОУ лингвистическая гимназия №6 г. Пензы).
Он был танкистом, получил ранения в боях под Сталинградом и попал в эвакогоспиталь, находившийся в здании школы, в которой учился.
Эвакуационные госпитали (сокращенно - эвакогоспитали) размещались в тылу и туда доставляли раненных с фронта с серьезными ранами для длительного лечения.
Пенза являлась тыловым городом, и здесь было развернуто несколько эвакогоспиталей.
"И вот," - рассказал мне этот ветеран: "попал я в этот госпиталь в бессознательном состоянии, а когда пришел в себя, то мне говорят, что вы в Пензе, в бывшей вашей школе, на третьем этаже. Но я же знаю, что в моей школе только два этажа. И когда я начал это доказывать, врачи чуть не решили, что я повредился рассудком. А оказалось - у школы перед самой войной надстроили еще один этаж".
Разгадку этой истории я случайно узнал, когда искал в Пензенском областном архиве материалы по городским подземных ходам.
Часто бывает, что ищешь одно, а натыкаешься на что-то другое. Так произошло и со мной. Бесконечно уважаемые мною работники архива принесли мне рассекреченное только в 1990-е дело с материалами о довоенном коммунальном хозяйстве Пензы, и там мне попался документ, в котором упоминалось секретное постановление правительства от 1938, кажется, года, в котором говорилось о подготовке зданий для развертывания эвакогоспиталей. К сожалению, записи, которые я об этом сделал, затерялись, а поднимать их по новой в архиве мне, честно признаться, лень. Поэтому рассказываю то, что помню.
Под эвакогоспитали отводились здания школ и других учебных заведений. При этом часть из них предполагалось капитально отремонтировать, надстроив, если это возможно, дополнительные этажи, чтобы увеличить количество размещаемых там раненных.
И тогда я понял, почему у пензенской школы №6 перед войной появился "лишний" третий этаж.
А у Пензенского железнодорожного техникума, который также во время войны превратился в эвакогоспиталь, было настроено даже два дополнительных этажа.
Конечно, дополнительные этажи надстраивались далеко не у всех зданий, предназначенных для эвакогоспиталей. Но это, по большому счету, и не важно.
А важно то, что к началу Великой Отечественной войны СССР в плане размещения и лечения раненных подошел хорошо подготовленным.
За время войны в тылу было развернуто более 6000 эвакогоспиталей, обеспеченных необходимым медперсоналом и оборудованием.
Сделать это без предварительной подготовки, как мне представляется, было бы невозможно.
Особо необходимо отметить, что предвоенная подготовка к развертыванию значительного количества эвакогоспиталей, необходимого для большой войны, отнюдь не означает, что СССР вынашивал агрессивные планы.
Приход в 1933 года Гитлера к власти в Германии, агрессивная политика Японии, отказ Британии и Франции заключить договор с СССР, направленный на обуздание агрессоров, делали начало большой войны для любого здравомыслящего политики очевидным. Из этого и вытекала необходимость подготовки к ней.
И, в заключение, еще один интересный момент - работы по подготовке к развертыванию эвакогоспиталей в СССР велись настолько скрытно, что это осталось тайной не только от германской, японской, польской, британской и иных иностранных разведок довоенного времени, но и от послевоенных историков. Пока я этого не обнаружил и не поделился своим открытием с вами.