Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Логопед: «Ошибки на письме не всегда от безграмотности»

Не все ошибки на письме говорят о неграмотности ребенка и не достаточном знании правил русского языка. Иногда причинами могут быть нерешенные в дошкольном возрасте проблемы по нормализации устной речи. Как помочь ребенку в такой ситуации, на что следует обратить внимание, МЛЫН.BY узнал у логопеда-практика речевого центра Марии Тиханович.

Если Вы регулярно встречаете в тетрадке ребенка отзеркаливание букв, замены схожих по произношению букв (кородка — коробка, заяс — заяц, разтаял — растаял), пропуск букв или слогов (незда — гнезда, журчи — журчит, диктан — диктант, вдрг — вдруг), перестановку букв и слогов (диктант — динтак, диткант), добавление лишней буквы/слога: синица — синитца, декаборь, медведитца, разрыв слов по частям (на ступил декабрь, за мерзла речка, чере муха), а также написание всего текста с маленькой буквы, отсутствие знаков препинания и неправильное соотношение окончаний, то следует бить тревогу. Такие ошибки говорят о том, что у ребенка нарушение письменной речи — дисграфия.

-2

Дисграфия это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками. Это нарушение самого процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка, объясняет Мария. Еще в дошкольном возрасте следует обратить особое внимание на правильность формирования речи ребенка: звукопроизношение, лексико-грамматическую составляющую, фонематическое восприятие, связность речи. Только когда у ребенка правильно сформированы все составляющие его устной речи, он начинает овладевать навыками письма.

-3

— Как понять, что у ребенка дисграфия? И к кому стоит обращаться за помощью?

— Обратите внимание на следующие моменты. Ребенок к 5-6 годам не все звуки произносит правильно, в его речи есть смешения звуков: «сутка» вместо «шутка», «свабдя» — «свадьба», «барелина» — «балерина», существуют проблемы с памятью, вниманием, усидчивостью,— объясняет логопед. — Иногда младшие школьники не могут выговорить труднопроизносимые слова, например, вместо «велосипедист» говорят «весипист», вместо «библиотека»— «биатека». Неправильно согласовывают слова в предложении: веселый Оля, красный яблоко, два цыпленок и т.п. Не умеют определять количество и последовательность звуков в слове, не могут назвать слово на заданный звук. Если же вы видите, что у ребенка-школьника имеются специфические ошибки на письме, посоветуйтесь с классным руководителем, учителем русского языка, обратитесь за консультацией к логопеду.

-4

— Как быстро можно исправить эту проблему?

— Современные методики позволяют достигнуть успеха в коррекции дисграфии, но следует отметить, что это длительный и непростой процесс. Здесь важна тесная взаимосвязь логопеда, родителей и учителя русского языка, а также индивидуальные особенности ребенка. Кому-то достаточно будет года коррекционной работы, а кто-то нуждается в двух или трех годах кропотливого труда.

— От чего это зависит?

— Эффективность коррекционной работы зависит от ряда факторов, в том числе от включенности в процесс родителей, их уверенности в ребенке. Поддерживайте своих детей, хвалите за каждый достигнутый успех, не унижайте, не заставляйте ребенка переписывать работы несколько раз, вы этим можете только закрепить неправильное написание слова.

— Как избежать дисграфии?

— Делимся с вами некоторыми приемами профилактики дисграфии, которые можно использовать с детьми младшего школьного возраста.

1. Сбежавшие гласные. 

Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.

Смь рз тмрь — дн рз тржь.                                 е    а    ое — ои    а    ое.   

Бз    трд   н   втщшь _  pбк  з прд.                    е    уа    е    ыаи    и    ыу    и    уа.

Н  мй  ст  рблй,  _  мй   ст   дрзй.                      е    ие    о    уе,    а    ие    о    уе.  

Дл   врм –  птх    чс.                                               eу    ея    —    оее    а.

2. «Слова-подружи»

Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.

Анна вяжет теплое шарф.

На клену распустились разноцветные листва.

Мама поднимается вниз по ступеням.

Ваня бежал лесу по.

Руслан  над первым классе.

У зоопарка живут редкие животные.

Кот гулял за крыше.

3. Филворд. 

Найди и подчеркни названия птиц  (читая буквы по вертикали и горизонтали)

-5

4. Морской бой.

Прочитай шифр и напиши слова.

-6

А1 Г3 — фартук;

Г2 А4 Д3 — ракушка;

Д1 Б2 — сундук;

Б3 Д2 — утюг;

Г4 Д4 — обруч;

Б4 А2 — свитер.

Анна Меркушевич

Фото автора