Именитые кутюрье нередко шьют сценические костюмы для театральных постановок. Знаменитый модельер Джорджо Армани подготовил наряды для актёров бродвейской постановки «Фарфоровая кукла», в главной роли с актером Аль Пачино.
Также кутюрье сотрудничал с российскими театрами и создал костюмы для постановки «Письмо мужчине», главную роль в которой исполнил танцор и хореограф Михаил Барышников.
Но опера как музыкально-драматическое искусство отличается характерными особенностями и законами, поэтому отходит от влияния драматического театра, тем самым формируя свою моду.
Самая знаменитая российская рок-опера «Юнона и Авось» побывала на гастролях во Франции в далёком 1983 г. и была представлена нарядами Пьера Кардена. Позже постановка получила широкую популярность в странах Европы, США, и даже Южной Корее. Первый состав исполнителей включал Николая Караченцова, Елену Шанину, Александра Абдулова.
Иногда это непростое дело переходит из поколения в поколение, например, дедушка Юбера де Живанши работал художником по костюмам во Франции в одном из самых значимых театров оперы и балета во всем мире — Гранд-опера. Внук продолжил его дело и в конце 90-х гг. согласился на сотрудничество с Большим театром в Москве.
Если говорить о настоящем времени, известный французский модельер Кристиан Лакруа является официальным партнёром Парижской Национальной Оперы, и уже реализовал 4 успешных совместных проекта, среди которых есть и театральная постановка «Ромео и Джульетта», и балет «Ручей». Для последнего были изготовлены роскошные костюмы, расшитые кристаллами Swarowski.
Ещё один французский модельер тунисского происхождения Аззедин Алайя тоже имеет большой опыт. Кутюрье неоднократно шил одежду для балета, и с 2013 года сотрудничает с оперой. Благодаря ему опера «Свадьба Фигаро» покорила зрителей концертного зала им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе.
У Алайя свое понимание структуры, геометрии и текстуры. Модельер в одном из интервью поделился, что костюмы для балета гораздо проще, чем для оперы, так как они предназначены для того, чтобы двигаться.
«Свадьбу Фигаро» полюбила публика во многих странах мира. В Аргентине, Бразилии, Колумбии и Чили художником по костюмам являлась Лусиана Гутман. За многолетнюю работу с театрами она получила награды критиков за лучшие наряды к операм «Диалоги кармелиток», «Леди Макбет Мценского уезда», «Тристан и Изольда», «Свадьба Фигаро».
Известный немецкий модельер и фотограф, креативный директор модного дома Chanel Карл Лагерфельд в данный момент трудится над костюмами для постановки Brahms-Schönberg Quartet в Опере Бастилии в Париже. Его наряды будут отвечать эпохе Венского сецессиона, что означает многоцветность и четкую и прямолинейную орнаментальность, данный стиль называют ещё «стилем квадрата».
Если говорить о самой колыбели зарождения оперы — Италии, то тут тоже есть чем гордиться: модельеры Дольче и Габбана, между прочим, являются официальными партнёрами знаменитого оперного театра Ла Скала.
В 2015 году в Миланской опере даже состоялось модное шоу дуэта модельеров, которое было представлено в главных оттенках интерьера театра: чёрном, белом, красном и золотом. Часть коллекции состояла из имитирующих пачки женских нарядов, которые были декорированы изображениями афиш, другая часть – из облегающих брюк и жакетов, расшитых золотом из гардероба актёров.
Знаменитый итальянский тенор Лучано Паваротти не изменял бренду Brioni (любимая марка нашего президента В.В. Путина) и всегда выступал на сцене в фирменном костюме. Средняя цена такого мужского туалета – 5000 $.
А испанская оперная певица Монсеррат Кабалье и вовсе не имела собственного художника по костюмам, все сценическое одеяние подбирала сама - её мама была модельером. Для российской оперной дивы Анны Нетребко концертные костюмы шьёт дизайнер Ирина Витязь, а для её выступления в Ла Скала в опере «Дон Жуан» было изготовлено платье и пальто бренда Max Mara.
Уникальные американские дизайнеры, основательницы дома моды Rodarte Лаура и Кейт Малливи попробовали себя в кинематографе при создании одежды для фильма «Черный лебедь» и для оперы Моцарта «Дон Жуан». Оперные дивы были одеты в изумительные расшитые шёлком платья.
В нашей стране самой сенсационной оперной постановкой является «Борис Годунов». Постановка 2012 года была приурочена к юбилею композитора М.Мусоргского. Костюмы и декорации были изготовлены заслуженным деятелем искусств РФ П.М. Каплевичем и российско-американским художником Ю.Л. Купером. Общее количество всех нарядов превысило 900 единиц, а общая стоимость составила 67 млн рублей. Самыми дорогими экземплярами явились парчовые и меховые шубы, расшитые драгоценными камнями, бисером и шёлком.
Ноу-хау Павла Каплевича состояло в том, что он сымитировал вид парчи с помощью специальной машинки, вставляя в ткань золотые и серебряные нити, что позволило шубам уменьшить вес в три раза. Костюмы украшались тесьмой, лентами, стразами, жемчугом, рубинами и аппликациями. Честью носить такие царские одеяния удостоились В. Кудашев, В. Ефанова, И. Долженко.
Очень нестандартное для нас явление, но также заслуживающее внимание – это Пекинская опера. Костюмы Пекинской оперы – это элементы одежды из разных династий: Мин, Хань и Цин.
Наряды у китайских актёров разнообразны, но распределяются по статусу и рангу. К примеру, высокопоставленные должностные лица носят манн (судебный халат) и пи (формальный костюм вне суда), военные – као, неофициальным халатом для всех представителей является сюэ цзы.
В отличие от европейских традиций данного искусства, в Пекинской опере присутствует ограниченность в тканях – обычно это шёлковые ткани. Хлопковые ткани указывают на низкий статус обладателя костюма, а цвета и конструкции вышивки тщательно контролируется.
Несмотря на грандиозные результаты, процесс пошива костюмов для оперных постановок в любой части мира – дело нелёгкое. Во-первых, всё зависит не только от модельеров, но и от артистов, которым регулярно приходится приходить на примерку. Во-вторых, особенность оперных костюмов заключается в том, что у певцов шея должна быть обязательно свободной. В-третьих, готовые наряды должны быть представлены на сцене до показа, чтобы посмотреть, как они играют на свету, и как видны с последних рядов. Каждый костюм, ко всему прочему, защищён авторскими правами, поэтому запрещена фотосъёмка до премьеры.
Текст: Ирина Удахина
Фото: свободные источники