Ещё год назад никто не мог вообразить, что ждёт нас весной 2020 года. Обстоятельства неожиданно резко ограничили возможности людей. Привычный рабочий график вдруг стал чем-то привилегированным.
Юрий Шароватов совместно с издательством "Альпина Паблишер" выпустил в этом году книгу "Дистанционный менеджмент: Как управлять сотрудниками на удалёнке". Автор готовил книгу к публикации, желая поделиться знаниями об организации работы на расстоянии. Никто не предполагал, насколько актуальной станет книга внезапно.
Мне было интересно познакомиться с опытом реальных фирм. Здесь приводятся примеры работы в таких компаниях как "ВымпелКом" (Билайн), Skyeng, Stada, ПочтаБанк, "Корада Консалтинг" и др.
Работа на дистанции — уже норма
Оказывается, в Билайне с 2016 года работает проект удалённой работы, который носит название BeeFREE. Участники проекта могут работать вне офиса от одного до пяти дней в неделю. Сотрудники делятся на три категории:
— Полностью офисные. Их работа связана с необходимостью быть в офисе, поскольку такие люди отвечают за процессы, связанные с документами на бумажных носителях.
— Частично удалённые. Сотрудники этой категории проводят в офисе от одного до четырёх дней в неделю. В эту категорию попадает большинство административных сотрудников.
— Полностью удалённые. Сюда попадают работники, которые могут трудиться не только вне офиса, но и в другом регионе.
И так, даже если вы не живёте в Москве, вы можете стать сотрудником крупной московской компании. Существует мнение, что столичные фирмы намеренно нанимают удалённых сотрудников из регионов, чтобы платить им меньше. Автор книги утверждает, что за одни и те же деньги выгоднее нанять человека, живущего в Москве, чем в другом городе России.
Почему на удалёнке платят меньше?
Удалённая работа накладывает ряд ограничений на коммуникацию между подчинённым и руководителем, что тормозит трудовой процесс. В офисе вы всегда можете обратиться к начальству или к коллегам с вопросом и быстро получите ответ. Иногда достаточно просто увидеть скривившуюся физиономию собеседника и без лишних слов понять свою ошибку. Находясь в том же городе, где расположен главный офис, сотрудник в любой момент может очно встретиться со своим менеджером. Работодателю удобнее найти работника, с которым можно общаться непосредственно.
Кого берут на удалёнку?
Удалёнка лишена таких возможностей. Нет босса, который за вами бдит в течение дня, нет коллег, которые помогут в трудную минуту.
Поэтому один из главных критериев при найме на удалённую работу — это самостоятельность и умение брать ответственность на себя. Если сотрудник может работать только по инструкции и не проявляет никакой инициативы, то для дистанционной работы он не подходит. Работник должен уметь предлагать свои варианты решения задач и согласовывать их с начальником.
Какие ещё специфические требования предъявляются к сотруднику на расстоянии? Вот небольшой список:
— Хорошая письменная речь. Неожиданно? Но если вдуматься, очень логично. Поскольку каналы коммуникации сужены, кандидат должен иметь выверенную, лаконичную речь, должен уметь чётко излагать свои мысли. Будьте готовы написать эссе "почему я подойду на эту должность" при приеме на работу.
— Организованность. Сотрудник должен уметь планировать свой день и добиваться поставленных целей.
— Сотрудник должен уметь работать без коллектива. У человека нет возможности "подзарядиться" от рабочей атмосферы. Важно,чтобы человек был сам замотивирован на работу.
— Цифровая грамотность. Здесь важно насколько человек освоился в современной компьютерной среде, насколько знаком с технологиями и умеет ими пользоваться.
В книге ещё очень много интересных и полезных наблюдений об особенностях удалённой работы. И это живой опыт реального руководителя! Я уверена, что вы найдете ответы на волнующие вас вопросы о дистанционной работе, прочитав книгу Юрия Шароватого "Дистанционный менеджмент: Как управлять сотрудниками на удалёнке".
Автор — Ирина Лямшина