Нам долгое время рассказывали о снарядном голоде 1915 года, как об одном из показателей отсталости Российской империи, однако как оказалось у Советского Союза тоже были проблемы со снарядами, и не на второй год войны, а в самый первый. Как оказалось, в Красной армии в критический моменты не оказалось 76-мм бронебойных снарядов, которые использовались в танковых орудиях Т-34 и КВ-1.
И так, перед началом Великой Отечественной войны “на балансе” Красной армии было 132 000 бронебойных снарядов, и, казалось бы, этого много, но нет. Если учитывать все дивизионные 76-мм орудия, а также средние и тяжелые танки с таким же калибром, то получается 12-13 выстрелов на одну пушку, и собственно, за почти два месяца ситуация не сильно изменилась. У Западного фронта, которым командовал генерал Павлов ситуация была хуже: было лишь 9 76-мм бронебойных снарядов на одно орудие. В отдельных случаях была катастрофической.
Скажем, возьмем 6-й механизированный корпус генерала М.Г. Хацкилевича, в составе которого было 238 танка Т-34 и 113 танков КВ, там в ведомости от 30 апреля 1941 года в графе “76-мм бронебойно-трассирующие” была цифра ноль, при том что корпус начали формировать еще в июле 1940 года. Нельзя сказать, что корпус в итоге вообще бронебойных снарядов не получил, ибо смог организовать контрудар в районе Гродно, который во многом закончился неудачно ибо боезапасы танков иссякли. Есть также справка о выполнении заказов по изготовлению 76-мм бронебойных снарядов на 3 июня 1941 года, до войны осталось 19 дней. Всего с 1936 года по 1941 год был заказ на изготовление 930 000 бронебойных 76-мм снарядов, а изготовили всего лишь 192 700.
Наиболее комфортная ситуация была у 8-го механизированного корпуса, но и там из 8 163 бронебойных снарядов было лишь 2 350. Так что мы видим? Это прежде всего неэффективность советского военно-промышленного комплекса, и с течением времени эта ситуация не улучшилась, а снарядный голод был в 1942 году. Собственно, о нем открыто писал маршал победы Георгий Жуков. Суть проблемы же была в том, что до начала 30х годов 76-мм бронебойные снаряды вообще не производилось, так как все танки обладали в лучшем случае противопульной броней.
И вот, когда начали разрабатывать танки с противоснарядной броней, то пришлось изготавливать среднекалиберные и крупнокалиберные бронебойные снаряды. Вот только советской промышленности не хватало хороших специалистов, в результате чего процесс этот оказался чрезвычайно неэффективным, так как государственные заказы не выполнялись. В итоге пришлось изготавливать упрощенный 76-мм снаряд БР-350БСП, который был что называется “сплошным”, т.е банальной “болванкой” стальной.