Педагогический «рецепт»
Чем больше занимаешься педагогикой и углубляешься в ее противоречивые и зыбкие принципы, тем более осознаёшь и понимаешь:
а) Их слабую возможность применения на практике и б) Попытки к этому применению, как правило, вызывают сомнительную реакцию тех, на кого они направлены и пере- или недооценённые результаты.
Сначала нам нужно разобраться в том что такое «педагогика», сформулируем точное определение. Следует обратить внимание на слово «точное», ведь такая характеристика применима лишь к точным или естественным наукам, конечно и в них существуют неточности–многие разгневанные специалисты по гуманитарным наукам любят прибегать к таким словам как «аксиома», «онтогенез», вопросы о рефлексах головного мозга, которые не успел разобрать И.М.Сеченов… Да, многие цепляются к этим аспектам, которых, кстати, не так много как в той же педагогике, которая, как и многие гуманитарные дисциплины, буквально пестрит абстрактными понятиями. Взять например определения «воспитание» или же «нравственность»–удивительное понятие, которое всегда являлось самым мягким и податливым материалом для создания ни на чем не построенного конфликта. В гуманитарных науках будет всяко больше неопределенности.
Исходя из огромного количества абстрактных понятий и терминов в педагогике, мы не можем говорить о точности, а значит, что это не в полной мере наука. Научные дисциплина предполагают, как я уже отмечала, точность (в большинстве своём), подчинение определенным закономерностям, свой категориальный аппарат, наличие потребности общества в этой дисциплине. С точностью мы определились, закономерности прослеживаются слабо, ведь практические методы и способы обращены к людям, а они, при всей своей детерминированности, являются непредсказуемыми. У нас нет точного «рецепта», по которому можно воспитать ребёнка для получения какого-то конкретного результата.
Конечно, педагогика обращает внимание на то, что результат процесса воспитания непредсказуем, но при постоянной неопределенности результата и отсутствия какой-либо вероятности ставится под сомнение необходимость использования той или иной педагогической методики.
Чаще всего воспитание происходит «наощупь»: родители, преподаватели используют какие-то методы, способы, безусловно, примешивают свои взгляды и настроения(та ещё наглость) к образовательному процессу. Таким образом, возникает сомнение в нужности обучения и получения какого-то образования, по крайней мере в учебном заведении. Может встречаться апатия и пренебрежение к образовательному процессу, а в этом плане все главная роль достаётся заинтересованности ученика. Если ученик, или же просто человек, к которому применяются те или иные педагогические методы, не имеет желания учится и развиваться во всех смыслах и направлениях, то эти прогресс невозможен, даже если человек стал развиваться после давления со стороны–в этом заслуга не давления, а пробуждения собственного желания человека.
Понятно, что «палочное» воспитание не подходит для всех, более того, оно вообще не является действенным или эффективным. Влияние со стороны может вызвать интерес и мотивацию, но лишь влияние, настойчивость, которые выражается в грамотной и искусной аргументации, в собственном примере. Опять таки, даже этот вывод может быть представлен в разных формах, видах, способах. Каким-то людям нужна опека и назидание, а кто-то развивается сам и преуспевает в том, что ему нравится, кому-то нужно пример, а кто-то конструирует его сам. Сюда можно добавить десятки тысяч других биологических, социальных, физиологических, технических, материальных факторов, которые складываются во всевозможные удивительные комбинации, влияющие на становление личности человека.
Некоторые педагоги не сдаются и хватаются за утверждение в необходимости назидания кого-то с стороны, ибо без этого элемента человек не может развиваться в социальном плане вовсе. Безусловно, однако, это утверждение уже вывели многие социологи, биологи, лингвисты и психотерапевты. Так что мы вынуждены согласиться с неустойчивостью многих основ педагогики.
Все люди разные, не только на социальном и психологическом, но и биологическом, адаптивном уровне–это априори известный факт. Следовательно не стоит изобретать универсальный метод воспитания, насаждать какие-то определённые принципы и догмы для «успешного» развития и воспитания человека. Ведь для каждого они работают в разной последовательности и комбинации.
Нужно отметить, что некоторые принципы вообще носят настолько противоречивый и неопределенный характер, что было бы странным обсуждать их как принципы воспитания, а уж тем более пытаться реализовать: нравственные ценности, мировоззрения, моральные принципы и нормы, патриотизм.
Не существует рецепта и «секретного ингредиента» для формирования идеальной человеческой личности. В этом и есть вся прелесть ее становления.
By Epochal Creation 💫