Добрый день, уважаемые читатели!
Мы с Вами вот уже несколько статей подряд (рекомендую их прочесть, кстати!) ведем разговор о формировании Древнерусского государства и подошли, пожалуй, к самой щекотливой теме обсуждения.
Сегодня мы попытаемся ответить на два вопроса: кем все-таки был Рюрик и сколько варягов пришли вместе с ним?
Если бы Грета Тунберг узнала, сколько копий было сломано за все споры о происхождении Рюрика (со времен Ломоносова о наших дней), то эта девочка-викинг закатила бы нам знатную истерику и обвинила бы в беспощадном уничтожении целых гектаров леса)))
Ну да ладно, подкинем еще немного дровишек в костер этой дискуссии...
О чем говорят письменные источники?
Арабские источники практически единогласно отмечают, что русы и славяне - это две разные, хоть и сосуществующие этнические категории.
Есть русы, есть славяне. Славяне описываются с позиций их верований, уклада жизни. Русы описываются в качестве торговцев, воинов и налетчиков.
Что же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города и сжигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями.
...
Русы состоят из многочисленных племен разного рода. Среди них находятся *урманы (норманны???), которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус, Рим, Константинополь и страну хазар.
...
Русы — громадное племя; они не подчиняются никакому царю и никакому закону. Среди них есть купцы, которые постоянно ездят к царю бургар. Русы имеют в своей земле серебряные копи, вроде тех, что находятся в горах Панджхир в Хорасане В славянских краях были здания, почитаемые ими.
Аль-Масуди, «Золотые копи и россыпи самоцветов», 947 год.
Формат статьи на Дзене обязывает урезать материал, однако это далеко не единственное описание русов арабами, в котором угадываются "образы" скандинавских воинов. Например, Ибн-Мисхавейх описывает поход русов на Бердаа (город на побережье Каспия), описывает как типичный налет викингов - на ладьях, стремительно, с кровавой бойней и грабежами.
Скандинавские саги упоминаю "страну Гардарики", как исключительно дружественную территорию. Например, Харальд Суровый, Олаф Святой служили в свое время "конунгу Ярицлейву" (князю Ярославу). Сестра Олафа Инигерда стала женой Ярослава Мудрого.
Повесть временных лет в записи за 912 год содержит сведения о русско-византийском мирном договоре, и даже имена послов князя Олега...
Мы от рода русского – Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид – посланные от Олега, великого князя русского...
К Веремуду и Стемиду вопросов нет - граждане славянские имена носят. Но как быть с остальными именами, явно скандинавскими??? А ведь Олег - это современник Рюрика, регент при его малолетнем сыне, будущем князе Игоре. Какие могут быть сомнения в том, что Рюрик был скандинавом?
Ну да ладно, продолжаем разговор...
Что нам говорит археология?
Археология довольно однозначно фиксирует тот факт, что в IX веке начинает трансформацию военное дело славян.
Если раньше, в силу местной традиции и особенностей погребального обряда были относительно редкими находки вооружения, то с IX века ситуация кардинально меняется.
Широкое распространение получают воинские курганы, районы их концентрации приходятся на Ладогу, Новгород, Михайловские погребения.
В курганах археологи находят распространенное по всей Европе клинковое оружие - так называемые мечи каролингского типа, получившие в VIII веке распространение в Центральной Европе и Скандинавии.
То есть мы имеем "импортный" феномен, новое для славян вооружение, которое сконцентрировано на севере зарождающегося Древнерусского государства, что является косвенным доказательством северного происхождения военной элиты Руси.
На севере Руси встречаются находки украшений с характерным для скандинавов "звериным" орнаментом, черепаховидные фибулы (застежки плащей), ремесленные инструменты, которые также относят к скандинавским. Словом, скандинавы были и на Ладоге, и в "Рюриковом городище", и в Гнездово.
А сейчас прозвучит мысль, вернее факт, который сторонники нескандинавского происхождения Рюрика используют как козырь: погребения, которые можно с какой-либо точностью назвать скандинавскими, представлены в абсолютном меньшинстве.
Скандинавские объекты материальной культуры просто растворены в прорве славянских и финно-угорских древностей.
В одном захоронении в качестве погребального инвентаря могут быть одновременно, например, славянская керамика, финно-угорские украшения и оружие/ инструменты скандинавского происхождения. И этническую принадлежность погребенного, разумеется, установить проблематично.
Причин этому явлению две. Во-первых, сосуществование народов неизбежно приводит к смешиванию материальной культуры.
К примеру, выросшее в качестве древнегреческой колонии Боспорское царство очень сильно "варваризировалось" - контакты со скифами, а затем сарматами привели к изменению форм керамики, ювелирных изделий и других предметов материальной культуры.
Так почему же скандинавы-варяги должны где-нибудь в Ладоге непременно в скандинавских горшках варить похлебку?)))
Есть и вторая причина - скандинавов просто-напросто были в меньшинстве! И довольно скоро растворились в массе славянского и финно-угорского населения.
Вот мы и подошли к вопросу о численности пришедшего с Рюриком военного контингента творческого коллектива, я бы даже сказал, вокально-инструментального ансамбля))) Бойсбэнда!
Короче говоря, обсудим численность дружины, которая пришла вместе с Рюриком, Синеусом и Трувором, чтобы "княжить и владеть"...
Уже предвижу, Вам мерещатся многотысячные рати, которые прям-таки оккупируют славянские земли, надвигаясь, словно туча саранчи))) Славяне разбегаются по лесам, в ужасе выкрикивая: "Рюрик идет, Рюрик идет!"
Реальность была весьма и весьма прозаична - по всей видимости, дружина первого князя исчислялась десятками воинов, даже не сотнями!
О мнению выдающегося советского историка, археолога Глеба Сергеевича Лебедева, лишь к началу XI века численность дружины норвежского конунга (правителя, короля) возросла с примерно 60 человек до сотни!
Так это у правителя полноценного раннефеодального государства в XI столетии! А Рюрик - товарищ из середины IX века, из периода, когда у самих скандинавов государства были в самом что ни на есть зачаточном состоянии...
Ни с кем из известных нам скандинавских конунгов и хевдингов (вождей) Рюрик не соотносится. Соответственно, в Скандинавии этот товарищ был фигурой помельче, его дружина была еще меньше, чем у правителей. Вполне возможно, что Рюрик и его воинствующая братия вообще на одном-единственном судне приплыли. И было их человек 30-40...
А на этом на сегодня все, спасибо за внимание!
Не стесняйтесь ставить лайки и подписываться на канал Magistra vitae!