Все мемуары и воспоминания с немецкой стороны пытаются объяснить причины поражения Вермахта в войне против СССР.
У нас были изданы мемуары «супердиверсанта», но только о спецоперациях, а вот то, что воевал на Восточном фронте и какие у него были размышления по этому поводу, у нас раньше не издавалось.
Отто Скорцени воевал в составе дивизии СС «Райх», входившей в танковую группу Гудериана. Он прошел с боями Брест, Ельню, был под Киевом, был на подступах к Москве, где он заболел и после госпиталя благополучно избежал дальнейшего участия в Восточной кампании. Шелленберг не стал испытывать судьбу и назначил Скорцени руководителем секретной спецшколы по обучению групп и подготовки супер диверсантов для выполнения особых заданий.
У меня есть на эту тему статья.
Но всю жизнь его мучил вопрос: «Почему они были так близко, но в Москву так и не вошли»?
Как все начиналось
Военная организация немцев была на высоте, вооружение было самое современное, командование было высокопрофессиональным.
Перед такой мощью, сдалась вся континентальная Европа. Чехословакия (без боя), Польша (почти без боя), Франция (легла как падшая женщина перед клиентом), и другая мелочь: Бельгия, Дания, Норвегия и т. д.
А вот на Востоке, на громадных просторах России, сразу все пошло не так! И закончилась война не в Москве, а в Берлине.
Два командования армий
Одной из причин, он считает, было глухое недовольство и скрытый саботаж германского генералитета. Аристократы не желали подчиняться «австрийскому плебею». Тайное противодействие фюреру было еще до 1944 года.
Для сравнения он приводит пример Сталина, который в 1937 году устроил чистку в армии, которая ввела заблуждение и Гейдриха и Шелленберга, да и самого Гитлера. Автор мемуаров считает, что Красная Армия была не ослаблена, а укреплена. Посты репрессированных командиров заняли молодые талантливые, патриотично настроенные военные. А сама армия стала новой, способной вынести самые жестокие сражения. Русские генералы выполняли приказы, им некогда было заниматься заговорами. Трудно представить, чтобы Сталина взрывал кто-то в Кремле из «своих», как это сделал полковник Штауффенберг с Гитлером.
Несколько необычный комплимент в нашу сторону от эсэсовца.
Спецслужбы, Абвер
Скорцени прямо говорит о Канарисе, руководителе немецкой военной разведки, как о сотруднике английских спецслужб.
Летом 1940 года Канарис убеждал Гитлера о невозможности высадки на Британские острова.
«7 июля он выслал Кейтелю секретный рапорт, в котором сообщал, что высаживающихся в Англии немцев ожидают 2 дивизии первой линии обороны и 19 дивизий резерва. Англичане на тот момент имели только одну готовую к бою единицу – 3-ю дивизию генерала Монтгомери».
Получается, что Канарис, в решающих военных моментах, действовал против Германии.
Правда выводы Скорцени делает чересчур оптимистичные, на мой взгляд.
Если бы Гитлер знал о дезинформации Канариса, то Британия была бы разгромлена, и летом 1941 года войны на два фронта не было. Все силы Вермахта были бы на Восточном фронте.
Оценка войны с Финляндией и русского вооружения и оснащения
«Мы не знали, что русские в войне с Финляндией использовали не лучших солдат и устаревшую технику. Мы не отдавали себе отчета в том, что их с трудом завоеванная победа над храброй финской армией была только блефом. Речь идет о сокрытии огромной силы, способной атаковать и обороняться, о которой Канарис, руководитель разведки Вермахта, должен был хоть что-то знать».
Также он с восхищением пишет о Т-34. Немецкая противотанковая артиллерия была бессильна против таких танков. Только тяжелая и зенитная артиллерия могла их остановить.
Очень большое впечатление на Скорцени произвели саперные части Красной Армии. Переправы, которые строили инженерные части РККА, не могли себе позволить инженерные части Вермахта.
Разнотипность техники
Блицкриг основывался на высокой подвижности моторизованных соединений, но в обслуживании техники, в немецкой армии порядка не было.
Мешал технический разнобой даже в одном подразделении. Любая немецкая фирма, как и в мирное время, продолжала производить множество моделей одной марки, а это ограничивало номенклатуру запчастей, которую нужно было держать в запасе.
В климатических условиях России, с большим разнообразием техники, никакой специалист не мог произвести качественное обслуживание и ремонт.
«2 декабря мы продолжали двигаться вперед и смогли занять Николаев, расположенный в 15 км от Москвы — во время ясной солнечной погоды я видел в бинокль купола московских церквей. Наши батареи обстреливали предместья столицы, однако у нас уже не было орудийных тягачей».
Если орудия еще есть, а тягачи все вышли из строя, значит, немецкую «супертехнику» пришлось оставить по дороге из-за поломок. А на руках тяжелые пушки не потащишь.
Климатические условия
К Москве немецкая армия подошла абсолютно выдохшейся.
«19 октября начались проливные дожди, и группа армий «Центр» на три дня завязла в грязи… Картина была ужасная: на сотни километров растянулась колонна техники, где в три ряда стояли тысячи машин, увязшие в грязи иногда по капот. Не хватало бензина и боеприпасов. Обеспечение, в среднем 200 тонн на дивизию, доставлялось по воздуху. Были потеряны три бесценные недели и огромное количество материальных средств… Ценой тяжелого труда и каторжных усилий нам удалось проложить 15 километров дороги из кругляка… Мы мечтали, чтобы побыстрее похолодало».
А когда, в начале ноября пришли морозы, и снабжение улучшилось, возникла другая проблема: не было зимнего масла для двигателей, и вся техника встала.
А еще он описывает идиотизм снабженцев. Вместо зимнего обмундирования им доставили комплекты песочного цвета предназначенные для Африканского корпуса и технику, раскрашенную в цвет бархан.
Немного о разведке
Скорцени показывает свою большую осведомленность, когда дает высокую оценку Русской разведке, упоминая «Красную капеллу» и Рихарда Зорге, а также сибирские дивизии на фронте, появление которых он связывает с разведчиком в Японии.
Заключение
Как достаточно умный человек, он понял, что уцелеть на Восточном фронте, очень мало шансов, поэтому приложил все свои усилия и связи, чтобы продолжить службу в диверсионных подразделениях СС, в Германии.
Жизнь отставной диверсант закончил в эмиграции, в Испании, избежав денацификации, которую проводили американцы, на его Родине. Хотя, успел еще поработать на Моссад и спецслужбы США.
На этом все.
Источники: kprf.tomsk.ru; vk.com/wall
Всем всех благ!