Найти тему
Роман Кинаш

И снова про СМАРТ. Избегаем ошибок при использовании лучшей системы построения задач.

Оглавление

Тем, кто изучал целеполагание, аббревиатура SMART знакома. Это 5 критериев, проверяющих точность и полноту поставленной цели.

К сожалению, во многих источниках описание SMART раскрыто не полностью. Для примера, прикреплю скрин, найденный участником в интернет, при изучении SMART. Из скрина видно: некоторые ошибочно думают: "добавить сроки и способ измерения результата и вот тебе цель по SMART", но часто этого не достаточно для достижения цели. Этого может быть достаточно, если ставится не цель, а задача, при этом действия для человека не новые и в контексте его деятельности.

скрин с одного из сайтов
скрин с одного из сайтов

Но если ставите глобальную цель, недостаточно выделить время и определить попугаев, в которых измерите результат. В таком случае ваш организм может не выделить энергии, потому что не увидит профит. Поэтому при постановке целей по SMART обращайте, пожалуйста внимание на следующие моменты:

Specific, конкретика.

Часто при описании этого пункта советуют "опишите цель конкретно", и больше никаких советов. Напомню про следующие вопросы: 

• Чего достигаем? 

• В каком контексте? 

• С какой технологией?

Пример: Открыть магазин. Где? Какой трафик? Какая целевая аудитория? Что продаём? Какая бизнес-модель? 

Measurable, измеримость.

С этим пунктом сложностей в описании не возникает — оцифруем результат, чтоб понять, что цель достигнута, выберем KPI.

Пример: достаточно ли перерезать ленточку магазина или подписать договор по аренде? Может быть лучше сфокусироваться на среднем количестве потенциальных покупателей в неделю или на обороте в месяц?

Achievable, достижимость.

Этот и следующий пункт часто игнорируются или не раскрыты даже в целевых изданиях при описании метода SMART. Достижимость предполагает анализ технологии и ресурсов на пути к цели. 

• Какие ресурсы есть? 

• Какие необходимо приобрести? 

• Какой путь выберем для достижения? 

• Какие риски и возможности имеются? 

• Какие вехи (промежуточные результаты) будем отмерять? 

• Адекватное ли соотношение Risk/reward?

Пример: Что буду продавать? Кто поставщики, какие условия? Как доставлять товар? Какой персонал и где искать? Где искать аренду, как открывать юр. лицо или ип? Как влиять на трафик посетителей? Как договариваться с муниципалами и проверяющими? Насколько этот товар востребован в выбранном месте? Маркетинг-кит? Как считать выручку и обороты? Где найти доп инвестиции? и тд

Relevant, соответствие.

Проверяет ложность и истинность цели.

• Насколько эта цель ваша? 

• Что ощутите, когда достигнете цель? 

• Какие плюсы и минусы от достижения (в любом достижении есть плюсы и минусы)?

Пример: Что почувствую, когда открою магазин? Моя готовность к ответственности? К возвратам товара? К разным типам покупателей? Сколько в итоге будет свободного времени? Когда и при каких условиях получу ожидаемый доход? Что буду ощущать, когда пойму, что нет руководства сверху, когда буду видеть благодарных покупателей? Когда смогу выбирать лучший товар для них? и тд.

Time bounded, ограниченный во времени.

Любимый пункт многих, кто рассказывает про SMART, и самый простой. Определить точную дату, до которой цель будет достигнута. Не советую писать "до лета", "до 2025" и тд, лучше Дату. И ещё пара моментов: 

• перенос сроков — это нормально, когда делаете это осознанно и взвешенно. Разрешите это себе, главное — искренне не переносить сроки по одной и той же причине. Трабл случился, срок перенесли, трабл устранили. Вот об этом стоит помнить в первую очередь. 

• вехам (промежуточным итогам) тоже расставьте сроки.

Пример: договориться с поставщиками до 1 октября. Первый поставки к 25 октября. Аренда места с 1 октября. Закончить ремонт к 20 октября. Подписать договор до 15 октября. найти сотрудников до 1 ноября. Выйти на среднее количество 30 посетителей в день до 10 декабря.

По факту, SMART сильный инструмент целеполагания, если с ним усердно поработать. Это шаг к управлению проектами, только попроще. Ну, и конечно, всё зависит от глобальности целей. Чем проще цель - тем меньше требуется подготовки. Что-то будете держать в голове, но чем новей, необычней и глобальней цель, тем больше внимания уделите подготовке. Так любая цель будет достижима и уживётся с возможными ленью и прокрастинациями 😉

Кроме Дзена заходите и в телеграм: avawrites