Найти в Дзене
горшочек каши

Кому Елизавета хотела оставить трон?

Получившая власть в результате дворцового переворота, Елизавета всё своё правление боялась измены приближённых. Поэтому зорко следила за своими близкими родственниками.

Родная семья Елизаветы Петровны была невелика. Она состояла из самой императрицы, её племянника Петра Фёдоровича, его жены великой княгини Екатерины Алексеевны и их сына, цесаревича Павла Петровича. В конце своего правления императрица постоянно недовольна племянником – она могла не видеть его месяцами и отказываться принимать.

По указу о престолонаследии отца Елизаветы Петра I монарх мог передать трон кому угодно.
По указу о престолонаследии отца Елизаветы Петра I монарх мог передать трон кому угодно.

Посланник Мерси-Аржанто писал:

«…ещё сильное и постоянное неудовольствие, какое причиняет ей поведение великого князя и его нерасположение к великой княгине, так что императрица уже три месяца не говорит с ним и не хочет иметь никаких сношений... она попеременно предается страху, унынию и крайней подозрительности и нет никакой возможности побудить её обратить сколько-нибудь серьезное внимание на управление и связанный с ним ход дел».

При дворе начали ходить слухи, что Елизавета не передаст трон Петру – а прямиком Павлу, минуя родителей. Эту идею горячо поддерживали братья Шуваловы, которы опасались, что потеряют власть при новых правителях. Фаворит Елизаветы Иван Шувалов был так встревожен ситуацией, что поделился своими мыслями с воспитателей Павла Никитой Паниным. А тот сболтнул об их разговоре Екатерине.

Луи Каравак. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 г.
Луи Каравак. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 г.

Екатерина II писала в своём дневнике: «Фаворит... Иван Иванович Шувалов, быв окружен великим числом молодых людей... [и] быв убежден воплем множества людей, которые не любили и опасалися Петра III, за несколько времени до кончины Её императорского величества мыслил и клал намерение переменить наследство, в чем адресовал к Никите Ивановичу Панину, спрося, что он думает и как бы то делать».

Александр Рослин. Портрет графа Никиты Ивановича Панина. 1777 г.
Александр Рослин. Портрет графа Никиты Ивановича Панина. 1777 г.

Планов было несколько: выслать Петра и Екатерину из России, а править именем цесаревича Павла. Или выслать только отца и оставить в России мать с сыном. От нового императора Петра Шуваловы не ждали ничего хорошего: обожавший пруссаков, за время жизни в чужой стране принц Карл Петер Ульрих так и не стал «своим», в отличие от его жены принцессы Софиии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской.

Шуваловы явно нервничали и действовали наверняка: Иван Иванович всячески оказывал внимание Петру и Екатерине, а начальник Тайной канцелярии Александр Иванович был назначен обер-гофмаршалом их двора. Но Екатерина была опытной интриганкой и видела братьев насквозь. Их ухищрения эффекта не имели – и Пётр, и Екатерина сторонились елизаветинских сановников.

Вигилиус Эриксен. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1757 г.
Вигилиус Эриксен. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1757 г.

Елизавета обожала своего внучатого племянника. В письмах императрица заботилась о воспитании и будущем Павла и души в нём не чаяла. Однако планы о передаче власти ребёнку так и остались слухами – Елизавета не оставила никаких распоряжений на этот счёт. Уверена в этом была и Екатерина: в письмах английскому послу великая княгиня писала, что императрица просто не решится на такой шаг из-за своего осторожного характера. Так и произошло: после смерти Елизаветы на трон взошёл Пётр Фёдорович.

Почитайте о коронационном альбоме Елизаветы или о том, что нашли в кабинете императрицы после её смерти.

Вы можете помочь каналу стать ещё интереснее – отправьте перевод через форму внизу👇 Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь 🔔 на наш канал «горшочек каши»!