Найти в Дзене

А был ли танковый бой у Алитуса?

Заголовок статьи возник под впечатлением от противостояния двух известных авторов: Марка Солонина и Алексея Исаева. Исаев пенял своему коллеге на то, что тот слишком пренебрежительно описал боевые действия у Алитуса, не рассказав должным образом про первый танковый бой Великой Отечественной.

Но надо заметить, что вообще-то описаний этого сражения и у других авторов не шибко много. По сути всё ограничивается статьей «Танковый бой первого дня войны», доктора исторических наук, профессора М.В. Ежова. Который тоже сетует, что этому сражению в литературе не уделено должное внимание.

Есть так же и упоминание в книге П.А. Ротмистрова «Стальная гвардия». Автор тогда был начальником штаба 5-й танковой дивизии:

Пытаясь задержать продвижение противника на Немане, командование 11-й армии бросило в бой 5-ю танковую дивизию. Командир дивизии полковник Ф. Ф. Федоров успел выдвинуть к мосту у Алитуса только артиллерию 5-го мотострелкового полка, отдельный зенитно-артиллерийский дивизион и 2-й батальон 9-го танкового полка. Артиллеристы и танкисты, подпустив танки врага на 200—300 метров, открыли огонь прямой наводкой. За 30—40 минут боя они подбили 16 вражеских машин и на время задержали танковую колонну 39-го моторизованного корпуса фашистов.
Однако после захвата второго моста через Неман, южнее Алитуса, противник развил стремительное наступление на север и вскоре зажал на восточном берегу Немана главные силы 5-й танковой дивизии с двух сторон. В неравном, крайне ожесточенном бою наше соединение потерпело поражение, потеряв 90 боевых машин, хотя наши воины уничтожили до 170 танков, бронеавтомобилей и бронетранспортеров противника.

Что касается более современных авторов, то надо сказать, что Марк Солонин, хоть и «не заметил» боя у Алитуса, тем не менее даёт его описания. А у Алексея Исаева же в его книге «Неизвестный 1941», где целая глава посвящена Алитусу, тоже ненамного больше информации. Он больше спорит с упомянутым выше Ежовым (так же, как и Солонин) и указывает на неточности в описании сражения.

Надо сказать, что статья профессора М.В. Ежова, во-первых, малоинформативна и скорее эмоциональна, и из неё сложно установить ход событий. А во-вторых, в ней много явных ошибок.

В целом же спорить по поводу Алитусского сражения ну очень сложно, так как информация о нём крайне скудна, и большая часть источников нуждается в проверке. А проверить невозможно.

Я попробовал собрать всё, что известно более-менее достоверно из всех источников.

Итак, речь идёт о бое 22-23-го июня 1941 года в районе города Алитус. Кстати, его первоначальное название Олита, построен он как русская крепость на важном для той эпохи направлении. В бою принимала участия советская 5-я танковая дивизия (плюс остатки разных отступающих частей) и немецкие 7-я и 20-я танковые дивизии.

В составе 5-й танковой дивизии 268 танков (50 Т-34, 30 Т-28, 170 БТ, 18 Т-26) и 76 бронеавтомобилей (56 БА-10 и 20 БА-20). Артиллерией и всем прочим дивизия была укомплектована полностью, что-то имелось даже сверх штата.

У немцев в 7-й танковой 278 танков: 11 PzKpfw.I, 55 PzKpfw.II, 167 PzKpfw.38(t), 30 PzKpfw.IV и 15 PzBef. В 20-й танковой 240 танков: 55 PzKpfw.I, 31 PzKpfw.II, 121 PzKpfw.38(t), 31 PzKpfw.IV и 2 PzBef.

У немцев танков почти в два раза больше, но в качественном плане они (теоретически), сильно уступают. У наших полсотни «тридцатьчетвёрок», да ещё и Т-28. Причём последние, судя по фото, вооружены пушкой Л-10, примерно такой же по своим возможностям, как на немецких «четвёрках». Все остальные танки способны бороться с немецкими машинами, да ещё и полсотни бронеавтомобилей с 45-мм пушками. У немцев же 61 PzKpfw.IV, единственное, что они могут противопоставить советским Т-34 и Т-28.

Правда, 5-я дивизия оставила на месте дислокации 27 небоеспособных машин, марка которых не указана. Да какая-то часть уже ломалась по дороге.

Таково соотношение сил.

Что касается хода событий. Немцам удалось захватить мосты в Алитусе и рядом невредимыми и без серьёзных боестолкновений. Были отдельные стычки с отступающими частями РККА и пограничниками, но особо влияния на ход событий они не оказали. После того, как немецкие части форсировали Неман и стали выдвигаться дальше, они имели столкновения с советскими танковыми частями. Бои, по описаниям самих немцев, были тяжелыми и дались нелегко, потери были значительными.

Что касается действий 5-й дивизии, то понятно очень мало. Какие части дивизии были 22-го июня выдвинуты в направлении Алитуса, где и как они сражались, толком не известно.

Более понятна картина дня 23-го июня. Во-первых, есть упоминание, что большая часть 10-го танкового полка занималась в ночь на 23-е июня ликвидацией воздушного десанта, высаженного немцами в количестве 660 человек на аэродром Ораны. А 5-й мотострелковый полк дивизии до утра вёл бой с другим десантом, высаженным в количестве 400 человек на аэродроме Алитуса.

Как хорошо известно сейчас, никаких воздушных десантов Вермахт не высаживал на Восточном фронте вообще. Но это не важно, скорее всего речь шла о передовых отрядах немцев, которые эти аэродромы захватили. Так что возможно упоминание об этих боях верны. Важнее то, что и 5-й мотострелковый, и 10-й танковый полки 23-го июня отступили по разным направлениям и с остальными силами дивизии более не встречались. Мотострелковый полк ушел в направлении на Даугай, танковый в полосу 21-го корпуса Западного фронта. То есть действовали полки отдельно друг от друга.

Остальные же части дивизии отступили к Вильнюсу, где к вечеру 23-го июня было столкновение с 19-й танковой дивизией у местечка Рудишкес (30 км юго-западнее Вильнюса). А уже вечером 24-го июня оставшиеся 15 танков, 20 бронеавтомобилей и 9 орудий во главе с комдивом полковником Ф.Ф. Федоровым были в Молодечно, в расположении штаба 13-й армии Западного фронта.

Таким образом, уже 23-го утром 5-й дивизии, как единого целого, не существовало, и, как сказано в Журнале боевых действий Северо-Западного фронта от 23-го июня:

«Части 5 тд, бомбардированные неоднократно с воздуха, приняли бой мото-мех. частей противника, потерпев поражение, начали неорганизованный отход из района Алитус на Каунас и Вильно».

Позже в тот же день:

«5 тд, разгромленная у Алитус, отдельными группами отходила на Каунас и Вильно».

А от 24-го июня:

«5 тд и 128 сд, разгромленные противником, отдельными группами примкнули к частям армии и перестали существовать»

Учитывая значительные расстояния, которое преодолели части дивизии 23-го и 24-го июня (от Алитуса до Вильнюса, далее до Молодечно), на какие-то серьёзные боестолкновения времени просто не было. Речь могла идти про отдельные небольшие стычки при отступлении.

Что касается потерь в боях, то в наших источниках указано до 90-95 танков, из них 73 машины (из 113) потерял 9-й танковый полк: 27 Т-34, 16 Т-28 и 30 БТ-7. Это потери за 22-е июня. Легко заметить, что потери в полках не одинаковые. Это может служить подтверждением того, что бой в районе Алитуса вёл лишь 9-й танковый полк, а 10-й выполнял другую задачу.

Согласно немецким данным они подбили от 70 до 80 советских танков. Что соответствует примерно и нашим данным.

Комдив Фёдоров, прибыв в Молодечно 24-го июня днём, доложил, что потерял в боях до 70 % личного состава и до 150 танков. Других данных о потерях нет.

Как я уже написал выше, 24-го июня от 9-го полка осталось 15 танков. Остатки 10-го полка вышли в то же время в расположение 21-го стрелкового корпуса Западного фронта имея 15 Т-34 и 14 Т-26.

В советских источниках упоминались потери немцев в 170 единиц бронетехники. Сами немцы сообщают об 11 потерянных танках, включая 4 PzKpfw.IV. Речь, по мнение всех авторов, идёт об уничтоженных машинах, общие потери могли составить 30-40 танков. Что соответствует приводимых в немецких мемуарах воспоминаниям о тяжелом бое с большими потерями. Поскольку такие потери действительно для немцев были очень большими. Во всяком случае в тот период.

Вот, собственно и всё, что мы знаем об этом сражении. Причём не вся информация достоверна и подтверждена.

Так что бой у Алитуса был, закончился он, к сожалению, для наших войск полным поражением, и длился, похоже, всего лишь один день 22-го июня, после чего остатки дивизии уже отступали по разным направлениям.

На этом всё, а для любителей читать про танковые сражения, могу предложить свою статью о ещё одной операции 41-го года:

Забытые танковые сражения: Трубчевское, оно же Пикуринское, оно же Карбовское