Найти в Дзене
Наука на Урале

Академическая репутация — показатель лидерских позиций университета

Коллаж: медиацентр УрФУ
Коллаж: медиацентр УрФУ

Академическая репутация является одним из главных индикаторов статуса и престижа вуза на международном рынке образовательных услуг. Несмотря на несовершенство системы оценки, большинство экспертов в области высшего образования признают, что для современных университетов этот фактор является ключевым в привлечении внимания мирового академического сообщества, индустриальных партнеров, спонсоров, абитуриентов и их родителей. Что необходимо сделать, чтобы повысить позиции в мировых рейтингах, выяснили ученые Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург).

Профессор кафедры прикладной социологии УрФУ Наталья Антонова и старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития Анастасия Сущенко провели анализ вузов стран БРИКС и определили критерии, которые помогают вузам занять лидерские позиции. Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ (проект № 18-18-00236). Результаты представлены в журнале «Высшее образование в России».

«Университетам стран БРИКС при формировании или корректировке программы стратегического развития следует ориентироваться на достижение лидирующих позиций не только в институциональных рейтингах, но и в предметных, отраслевых. Это является хорошим показателем роста академической репутации университета и может рассматриваться как качественный результат достижения его целей и эффективности деятельности в целом», — говорит Наталья Антонова.

Кроме того, исследователи полагают, что не только на уровне национальных систем образования, но и на уровне отдельных университетов должны быть определены стратегические подходы к развитию вузов и их миссии. От этого будет зависеть, насколько применима модель «университета мирового класса» для тех или иных вузов и действительно ли университету нужна рейтинговая стратегия. В частности, переориентация вузов на предметные рейтинги вполне оправдана и является хорошим показателем роста академической репутации университета в целом, уверены авторы статьи.

«Разработка целенаправленной стратегии продвижения в международных рейтингах позволяет руководству университетов своевременно включиться в конкурентную игру и достигать если не быстрых побед, то гарантированных измеримых успехов», — констатирует Анастасия Сущенко.

Развиваться университет может по двум направлениям, которые, с одной стороны, зачастую противоположны друг другу и весьма трудно найти баланс между ними, а с другой — необходимы в равной степени.

«Первый вектор развития — интеграция в мировое академическое сообщество с захватом доли глобального образовательного рынка за счет повышения конкурентоспособности. Второй вектор нацелен на решение внутристрановых проблем и связан с ориентацией на потребности региональных рынков труда. Это развитие человеческого капитала, сокращение бедности, реализация социальных функций университета в том или ином регионе», — поясняет Наталья Антонова.
По словам Натальи Антоновой, университетам стран БРИКС следует ориентироваться и на рейтинги в предметных областях. Фото: Данил Илюхин, медиацентр УрФУ
По словам Натальи Антоновой, университетам стран БРИКС следует ориентироваться и на рейтинги в предметных областях. Фото: Данил Илюхин, медиацентр УрФУ

Главный вывод, к которому пришли исследователи, — для быстрых побед в повышении академической репутации новые игроки на рынке вынуждены использовать «договор о взаимной вовлеченности» — неформальные практики повышения этого показателя при опросах рейтинговых агентств. Чтобы добиться сильных позиций, необходимо учитывать несколько аспектов. Во-первых, систематически развивать коммуникации с зарубежными партнерами, учеными. Подкреплять контакты реальными исследовательскими проектами, грантами. Во-вторых, по мнению авторов статьи, следует расширять сеть партнерств с учеными узких специализаций и создавать международные научно-исследовательские коллаборации вузов.

УрФУ — один из ведущих университетов России, участник проекта 5-100, расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных университетских игр 2023 года. Вуз выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука».