Многие начинающие, а иногда даже продвинутые авторы, бывает, работают без бета-ридеров, оправдывая это тем, что им некомфортно писать с кем-то еще, они справляются и сами, так уж привыкли и тому подобным. В то же время большинство фикридеров не видят своего творчества без помощи беты, иногда одной-единственной, идущей с автором рука об руку по пути совершенствования навыков и общих работ.
Так настолько ли необходима бета на самом деле, или можно обойтись и своими навыками?
Кому нужна бета?
Бета нужна каждому автору. Как начинающему, так и многие года трудящемуся над улучшением своих навыков и достигшему огромных высот едва ли не во всем. Даже если вы целиком и полностью уверены в том, что не допустите ни одной грамматической ошибки, что не упустите ни одной опечатки, вам все еще стоит найти помощника. Бета-ридер - это не приспособление для исправления ваших косяков, это человек, который прочитает сырой текст, укажет на его недостатки, поправит все найденные недочеты и объяснит вам, что и почему ему не понравилось.
Хорошая бета может исправлять не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и помогать вам с подбором слов, выбором выражений и исправлением криво звучащих фраз. Зачастую вы сами никогда их не заметите именно потому, что вы являетесь автором. О многих ошибках вы можете и вовсе не подозревать, поэтому наличие бета-ридера никогда не будет лишним. К тому же, бета - это не обычный читатель, ее цель не в том, чтобы насладиться чтением, а чтобы рассказать вам о вашей же работе. Именно она первой забьет тревогу, когда вы сделаете слишком резкий поворот сюжета, именно она укажет на то, что вы не смогли достаточно правдоподобно передать человеческие эмоции.
Как выбрать хорошую бету?
Может показаться, что хорошая бета - та, у которой есть опыт. Но это не всегда так. Да, опыт дает бете определенные преимущества, но не следует слишком сильно полагаться на список редактируемых текстов. Интернет - это то место, где соврать не стоит ничего, а выявить этот самый обман очень сложно. К примеру, бета может числиться редактором в десятке фанфиков, вот только ничего совершенно не делать. Или это могут быть свои собственные и аккаунты друзей. С другой стороны, может быть прямо противоположная ситуация - человек работал над десятками фанфиков, но с иных аккаунтов.
Поэтому, выбирая кандидатов на роль бета-ридера, обращать внимание в первую очередь стоит на то, как человек говорит. Если человек умеет писать, разбирается в языке - это видно. Посмотрите, насколько грамотно построены предложения, нет ли в них орфографических ошибок. Если вы уверены, что человек перед вами - профессионал, но не можете найти ни одного примера его работы, поговорите с ним побольше. Спросите, какой у человека реальный опыт, как именно он готов работать.
Вот вы уже знаете, что имеете дело с грамотным человеком, что дальше? Следующим шагом стоит убедиться, подходите ли вы друг другу: устраивают ли бету параметры вашего фанфика, готова ли она работать с вашим уровнем, подходит ли вам скорость ее работы, хотите ли вы работать молча или постоянно обмениваться впечатлениями, и что об этом думает бета-ридер. Для каждого автора - свой тип беты. И то же работает в обратную сторону. Не стоит соглашаться на малое, если что-то в ваших мнениях расходится, и это достаточно важный для вас пункт - не останавливайтесь, продолжайте искать. Лучше один раз помучиться, чем в середине работы потерять помощника.
И тут возникает еще один вопрос, в какой именно момент стоит искать бету? Тут все зависит только от вас. Конечно, лучше всего с самого начала, чтобы редактирование происходило как можно раньше, но есть и второй достаточно распространенный вариант - после получения работой статуса "завершен". Однако, не стоит искать бета-ридера еще до того, как вы начали сам фанфик. Одна выложенная глава - идеальный вариант, вам должно быть, что показать кандидату, чтобы он примерно разобрался, с чем ему предстоит работать.
Как общаться с бетой?
Предположим, вы уже нашли бету, начали свою работу. И как вести себя теперь? Как вам общаться, и стоит ли вообще? Все, опять же, зависит от ваших предпочтений. Оптимальный вариант - коммуникации до и после работы: перед тем, как редактор приступит к работе, дайте ему краткий список деталей, о которых бы вам хотелось услышать его мнение. К примеру, вы попробовали новый стиль вставок в диалогах, и теперь хотите узнать, как такое воспринимается читателем. Или вам кажется, что какой-то кусок текста лишний. Спросите об этом бету!
После окончания правок уже бета может обратить внимание на некоторые ваши ошибки, дать краткий отзыв и рассказать о эмоциях после прочтения. Вы же должны посмотреть изменения и сообщить, если редактор сделал что-то не то: иногда бывает, что автор допускает некоторые недочеты намеренно, а бета не всегда это улавливает. В таких случаях, если вы точно уверены, что хотите сохранить изначальный вариант - поговорите с ней. Лучше всего обговаривать подобные нюансы еще при знакомстве, но не всегда это возможно, так что не стесняйтесь объясняться. Не бойтесь оскорбить или обидеть бета-ридера этим, просто будьте вежливы и сделайте акцент на том, что конкретно эту деталь вам очень важно сохранить.
Многие авторы зачастую предпочитают не говорить с бетой вовсе, но это не лучший вариант. Во-первых, никто, кроме хорошей беты, работающей на вас, не сможет дать вам такого же содержательного фидбека. Во-вторых, вы теряете очень важную вещь - обмен опытом. Вы можете упустить шанс на пару месяцев раньше узнать о некоторых собственных ошибках, а если ваша бета хороша, то еще и шанс получить дельные советы.
Пишите, учитесь и достигайте новых высот. Именно бета поможет вам на этом пути. Не упускайте такую возможность.