Народные праздники. Сентябрь
ЗАМЫКАНИЕ ЗЕМЛИ и ПРАЗДНИК УРОЖАЯ - вторая суббота сентября.
( По материалам книги: © Крескин В.Н.: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции" – https://tinyurl.com/YaziciKalendarj )
В 2020 году - 12 сентября 2020
Часть 1
Для кого аграрии оставляют бороду, косичку и полоску ржи?
Дожиночные ритуалы (Бородка, Косичка, угощение Земли и т.д.) проводятся на каждом поле — ржаном, овсяном, ячменном и т. д. Однако окончательный обряд Дожинок проводится после полной уборки злаков. В разных регионах он имел свое название – Дожинки, Отжинаха, Оспожинки, Спожинки, Обжинки, Пожинки и т.д. Их предназначение - Замыкание Земли. С ритуалов дожинок начинается Праздник Урожая – День чествования Матери-Земли и всех Богов - покровителей. "Распространение текстов с упоминанием послежатвенных работ, очевидно, связано с обыкновением исполнять дожинальный обряд (или часть его) при окончании уборки овса, точнее — яровой жатвы вообще" (Терновская О. А.: "К статье Д.К.Зеленина…", 1).
Последние Дожинки при завершения родильной функции Матери-Земли, таким образом, являются итоговым обрядом благодарения за полностью собранный урожай, восстановления её сил и возвращения в девственное состояние.
Дата — вторая суббота сентября — приведена как средняя для восточнославянского мира. Так, в редких случаях, по причинам сухой погоды, отсутствии влаги, сев озимых откладывался на середину сентября — начало октября (в современном стиле). "До Успенья полагается, по установившемуся въ незапамятные годы обычаю, успѣть дожать послѣдній снопъ въ озимомъ полѣ" (2).
1. От Козла до Велеса
Главными знаками, символами Дожинок являются последний сноп, "косичка", "бородка" и недожатая полоска Хлеба. Последние ритуалы на поле в древности имели двойную направленность — благодарение Земли-Матери (женское начало, древнейшие обряды) и хранителю поля — Велесу (мужское начало, — более поздние). Ближайшие к нам по времени ритуалы в большинстве случаев обращены к мужскому Божеству, полевому духу-хранителю. Собранный в пучок, завязанный в узел последний недожатый клочок хлеба, оставляли ему "на бороду". Как бы он ни назывался в разных местностях, в древности он имел козлоподобный вид, с бородой и рогами. "В образе козла представлялся и дух урожая: при срезании последних колосьев ржи ему "завивают бороду", и ставят коровай с пением: "сидит козел на меже, дивуется бороде" (3).
Этого козла водили по засеянным полям весной, после чего приносили в жертву, отправляли в иномирье для охраны злаков и обеспечения плодовитости Земли. Как отметил Д.К.Зеленин, "У русских очень распространено другое, хотя и не характерное, название для бороды — коза́" (4). Не случайно в святочный период, с ряжеными, этот Козел возвращается в мир людей с пожеланиями наступающего плодородного года, также как и у соседей — финнов в это время по домам ходит "Йольский Козёл" — Йоулупукки. Рассмотрев вопрос изображения мужских лиц на "Збручском истукане", автор отметил их безбородость; в крайнем случае бородка была коротко острижена (5).
Богу, дающему достаток и богатство, обеспечивающему плодородие и в аграрном и в животноводческом комплексах, — Велесу и отправленному к нему Козлу оставляется недожатая полоска ржи. В описании обряда "завивания бороды", записанном в Новгородской губернии в 1870-е годы, хтонический Бог указан прямо: "Когда выжнутся, оставляют на поле небольшой кустик колосьев и говорят одной жнее: "Ты верти бороду Волосу, или Велесу, другояко скажут" (6). В период созревания урожая Велес являлся людям в виде Полевика – духа-хранителя поля. "К разряду таких же материальных существ относится полевик, козлообразное существо, живущее в высокой траве или в высоких колосьях" (3)
Окончание - в Части 2
©В.К.(В сокращении, по материалам обзора славяно-русских праздников): © Виктор Крескин: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции"
Подписывайтесь на статьи о народных традициях, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм
#дожинки #праздник #язычество #родноверие #урожай #велес #козел #борода