Ко мне в руки попал велосипед со странным называнием Stinger Python Evo 27.5, что в переводе на русский язык означает - "питон" или "удав". В этой статье постараюсь разобраться, почему же компания Стингер назвала велосипед "питоном" :) для каких видов велоактивности этот байк больше всего подходит и что значат слова "трейловый байк из России за 33 тысячи рублей".
Наверное, стоит начать с того, чтобы обьяснить читателю, что же такое трейловый велосипед и какие его основные отличия от велосипеда для других дисциплин. Для примера сравним с кросс-кантри великом, внешне они сильно похожи, и неопытный взгляд не сразу поймет, в чем различия. Если раскладывать по порядку, отличаться он будет по параметрам, приведенным ниже:
- Более агрессивной геометрией (заваленный угол рулевого стакана, более короткий передний треугольник, расположенная выше каретка)
- Амортизаторы с большим ходом (120 мм и выше)
- Обода с более широким профилем, что дает дополнительную прочность колесам.
- Трансмиссия с одной звездой, в кросс-кантри используется три звезды.
- Рули шире, и вынос короче.
- Тормозные диски увеличенного диаметра - 180/160, 180/180 - в кросс-кантри обычно 160 по кругу.
Рама
Рама выполнена из алюминия и имеет возможность внутренней проводки тросов (два небольших отверстия недалеко от рулевого стакана, вывод проводов осуществлен около каретки). Во всех комплектациях Stinger Python (их существует три - STD, EVO, PRO - отличаются уровнем навесного оборудования) возможен выбор велосипеда либо с колесами 27.5, либо 29 дюймов, рама будет одна и та же. Из особенностей рамы можно отметить массивное усиление в районе подседельной трубы и неплохо выглядящий рулевой стакан с "мясистыми" наварками. Но, к сожалению, манера исполнения швов мне не показалась сильно аккуратной, перфекционисту будет тяжело на это смотреть :)
Обращаю ваше внимание, что рама сделана без применения баттинга, о чем пишет производитель в описании к велосипеду на своем сайте:
"Так рама в отличие от дорогих аналогов обладает той же геометрией, но при этом передний треугольник с внутренней прокладкой рубашек тросов, выполнен из труб без баттинга."
Что же это означает?
Баттинг - это переменная толщина стенки трубы, из которой рама и сварена, используется для уменьшения веса рамы с сохранением ее прочностных характеристик. Так как баттинг тут не применяется, это позволило производителю не удорожать процесс производства данной рамы, но при этом сделать вполне прочное изделие. Отсутствие баттинга влияет прежде всего именно на вес рамы (в граммах это всего около 100 - 200 грамм), а не на ее прочность.
Геометрия рамы показалась мне достаточно удобной и примерно похожей на такие аналогичные велосипеды, как Merida Big Trail 2018, Format 1315 и аналоги. Stinger Python неплохо "выдергивается" даже с учетом выноса длинной 70 мм с подъемом 7 градусов. В случае установки более короткого выноса на этом велосипеде можно сразу смело ехать, например, на памп-трек (что это такое я писал тут) или легкие трейлы в ближайшем парке.
Теперь по поводу трейлов, что же это такое и где на них кататься (от слова трейловый). Trail в переводе с английского это тропинка, маркетологи придумали такое определение для велосипедов, чтобы разделить и ввести некую середину между более жесткой эндуро дисциплиной и лайтовым кросс-кантри. То есть трейловый велосипед обладает всеми зачатками для более агрессивного катания по тропам, небольшим трассам и т.д., но при этом вы комфортно будете себя чувствовать на долгих перегонах по грунтовым дорогам и во время разнообразных подъемов, хотя будете чуть менее быстры, чем на кросс-кантри велосипеде.
Я предполагаю, что "Питоном" назвали этот байк потому, что слово "трейл" для более прошаренного велосипедиста ассоциируется с тропой, которая извивается по склону, что чем-то похоже на змею, которая куда-то ползет, вот такая интересная аналогия.
Трансмиссия
Тут используется система ProWheel c10y-nw с одной передней звездой на 30 зубов, которая, кстати говоря, NW (Narrow Wide). Такая технология с переменной толщиной зубьев позволит цепи меньше слетать на кочках, потому что цепь плотнее сидит на этой звезде. Конечно, жаль, что используется каретка под квадрат Thun ibex-ml, но понятно, что это продиктовано прежде всего небольшой ценой велосипеда, кстати, каретка немецкая. Длина шатунов 170 мм. Сзади установлена кассета Sunrace csm 680 на 8 скоростей, диапазон 11-40. Цепь KMC Z72 !
Переключатель и манетка вполне надежные - Sram x4, за время катания проблем с ним не заметил, правда, пришлось разок слегка поднастроить. Три оборота крутилки на руле во время движения, и переключатель перестал скакать и заработал ровно.
С манеткой заднего переключателя и тормозной ручкой интересная история. Если выставлять тормоз под использование для одного пальца (я так привык и вообще это верно, - может быть, напишу про это статью позже), то дотянуться большим пальцем до лепестка манетки не получается, а если установить ее с другой стороны от тормоза, тогда будет слишком близко к грипсам, что неудобно, мешает индикатор переключения передач. Лично для меня это лишняя запчасть, никогда туда не смотрел :)
Вилка
Вилка STG Spice показалась просто ужасной. При своем заявленном ходе в 120 мм она легко пробивается при сильных надавливаниях и небольших прыжках. Отстреливает и "брякает". Мой вес около 80 килограмм, и есть полное ощущение, что она должна быть жестче. Но, с другой стороны, для кого-то это может побыть и плюсом. Так как если вы просто катаетесь без особых попрыгиваний, она будет мягко отрабатывать неровности. В любом случае, у меня в голове она никак не укладывается в понятие "трейловой". Закрутив единственную настройку, которая оказалась на вилке, преднагрузку пружины, вилка стала работать немного жестче.
Ты хотел еще и вилку, хорошо работающую на велике за 30 тыс. рублей? Окстись, парниша, это невозможно.
Колеса
Колеса на эксцентриках, втулки на насыпных подшипниках, обода непистонированные. Скажу так, не самый лучший выбор для трейлового катания, но для объективности добавлю. Определить прочность этих колес можно только по субъективным ощущениям. Из плюсов - мне показалось, что используются неплохие спицы, ну как минимум выглядят крепко. Также где-то на ютьюбе натыкался на то, как несколько тучных мужчин специально для теста ломали разные обода, и, в том числе, там были именно эти обода или похожие (это собственное производство Stinger). Так вот, тест меня очень сильно удивил, показали они себя максимально положительно. Хотелось бы их самому отдельно затестить :) Установлена резина Z-axis Torres 30tpi - обладает достаточно жестким компаундом и универсальным рисунком протектора, что хорошо сказывается на накате, понравился!
Тормоза
Отличные гидравлические тормоза Sram level, мощности хватает с запасом просто за глаза в любой ситуации. Пока катался на этом велосипеде, специально выбирал места, где можно было бы хорошо так оттормозиться и почувствовать, насколько они круто "хватают". Меня этот момент до сих пор достаточно сильно удивляет, потому что на велосипеде за такую цену совершенно не ожидаешь увидеть хорошее качественное торможение. Поначалу с непривычки можно даже переборщить, будьте аккуратны. Спереди используется тормозной диск диаметром 180 мм, сзади 160 мм.
Подседельный штырь и седло
Одноболтовый подседельный штырь, который совершенно не позволяет произвести нормальную настройку сидения по горизонтали. Сидение установлено в крайнем положении и далее назад его не получается наклонить. В комментариях к одному из обзоров на ютьюбе про этот велосипед я нашел сообщение бренд-менеджера компании Стингер, в котором он пишет, что в 2021 г. они собираются заменить этот подседельный штырь на нормальный двухболтовый. Из плюсов - могу отметить нанесении шкалы, что очень помогает запомнить, на какой высоте стояло седло. Сидение показалось вполне комфортным и умеренно мягким, боковины сделаны из ткани, чтобы избежать протирания и надрывов.
Руль, вынос, грипсы.
Руль STG, диаметр 31.8 мм, двойной баттинг, длина 720 мм, подъем 15 мм. На руле нанесена удобная разметка для ровной установки в выносе. Грипсы используются без локонов (металлические хомутики на краях грипсы, не позволяющие ей проворачиваться). Вынос STG кованый четырехболтовый, длина 70 мм, подъем 7 град, выглядит вполне крепким.
Вес велосипеда с педалями составил 13.6 кг
Про цену
Стоит это "Питон" - 33 340р, и, если хорошо поискать промокоды и поймать скидки в магазинах (находил такие упоминания в отзывах), эта цена может составить 25 000 - 27 000 р. За такую цену велосипед, который в общем-то в базовой своей комплектации без лишних апгрейдов позволяет сразу ехать и гонять на трейлах, вполне для этих целей подходит. Это просто подарок, о котором всего-то 5-10 лет назад лично я мог бы только мечтать. Это байк для того, кто хочет попробовать более агрессивное катание, но пока не понимает, стоит ли ему выкладывать кучу денег за аналоги от популярных раскрученных имен типа Merida или GT. Конечно, это не супер топ, тут не о чем спорить, но для начала этого вполне достаточно. Хорошая возможность втянуться, так сказать..)
Как итог, напишу следующее, не каждый год на российском велосипедном рынке появляется недорогой трейловый байк с вменяемой навеской и более-менее нормальной геометрией, это и вправду замечательно, потому что создает конкуренцию для других производителей и позволяет новым людям открывать для себя направления, которые они еще не пробовали.
__________________________________________________
Если статья вам понравилась, и вы дочитали ее до конца, буду признателен за лайк и комментарий. Также следить за мной и велоиндустрией можно, подписавшись на:
Мой инстаграм - https://www.instagram.com/patrekey/
Велосипедный канал в Телеграме - https://ttttt.me/twentyniner
Велосипедный чат в Дзене - подписывайтесь