Инфоповод или инфошум?
Этот вопрос периодически возникает, когда мы пытаемся оценить потенциальную доходность вложений в рублёвые активы и перспективы самого рубля. Вопрос считается политически важным, поэтому вокруг него постоянно возникает то один, то другой инфоповод. Иногда просто инфошум. Отделить первое от второго - полезный навык для инвестора. Потренируемся на одном вчерашнем событии, о котором написали почти все ведущие СМИ.
Максим Орешкин (тот самый, который был министром экономразвития, а теперь служит помощником президента) заявил, что уже в 2020 Россия войдёт в пятёрку ведущих экономик мира. Орешкин ссылается на последний отчёт МВФ, в котором Россия стоит на 6 месте по размеру ВВП по ППС (по паритету покупательной способности) сразу после Германии. По оценкам бывшего министра, номинальный ВВП РФ в этом году снизится на 4%. А немецкая экономика потеряет существенно больше.
Тут сразу поясню, что из-за пандемии больше всего пострадал частный сектор. Поскольку в России его доля на порядок меньше, чем в Германии, то и потери меньше. Наши госкорпорации и бюджетные организации, согласно статистике, практически никого не увольняют.
Как воспринимать инвестору слова Орешкина о выполнении задачи своего шефа по вхождению в заветную пятёрку? Давайте разбираться. Чиновник ссылается на показатель ВВП по ППС (https://smfanton.ru/nuzhno-znat/vvp-po-pps.html). Если коротко, то чем беднее население, тем дешевле для него условный гамбургер (см. индекс Биг-Мака). Если россиянин готов платить за него не более 1 евро, а немец - 5 евро, то мы можем себе больше позволить и поднимаемся в рейтинге ВВП по ППС на 5 место, а немцев сталкиваем на 6-е. На самом деле в прогнозе МВФ, на который ссылается Орешкин (https://www.imf.org/external/datamapper/datasets/WEO), никакого ППС нет, а по номинальному ВВП в долларах, там мы на 11 месте, по ВВП на душу - в 7-м десятке. Мой ответ на вопрос в заголовке поста - это инфошум.
Ещё одна вчерашняя история - с Башкирской содовой компанией - в чём-то даёт ответ на вопрос, почему наш рынок акций такой дешёвый. Тут напрашивается аналогия с Башнефтью 2017 года, когда в бизнес вмешивается политика, и в результате с котировками акций и облигаций происходят чудеса из-за смены собственника.