Про КК «Аполлон» сказано много, но говорить об этом легендарном корабле можно бесконечно. В этой статье я расскажу о нем с необычной стороны, заострив свое внимание на ограниченности обзора астронавтов, находящихся в кресле корабля, а так же сложной системе зеркал, позволявшей астронавтам не только считывать информацию с приборной панели, но и визуально управлять кораблем, наблюдая его положение в иллюминатор через зеркала.
Описание отсека экипажа и его объемов.
Отсек экипажа КК «Аполлон» представляет собой внутреннюю часть герметичной конструкции. Общий объем отсека составляет 9,7м3. Приблизительно 3,27м3 данного герметичного пространства заняты приборными блоками, пультами управления и индикаторными устройствами. Сиденья, и разнообразное оборудование занимают еще 0,9м3, что в общей сложности составляет 4,17м3. Таким образом свободными остается 5,5м3 воздушного пространства.
В отсеке экипажа создается давление порядка 0,35кгс/см2 (±0,014), при атмосфере из 100% кислорода и приблизительно 50% влажности.
Отсек экипажа КК «Аполлон», внутренний вид по оси «Х»
1. Левый передний приборный отсек.
2. Правый передний приборный отсек.
3. Левый приборный отсек.
4. Нижний приборный отсек.
5. Задняя перегородка.
6. Правый приборный отсек.
7. Основная индикаторная панель.
Зеркала, обеспечивающие возможность наблюдения за всем, что происходит в кабине.
Не смотря на достаточно большие объемы, поле зрения астронавта, одетого в надутый скафандр (далее СК) и сидящего в кресле было очень ограничено. Он видел только нижнюю кромку основного индикаторного устройства (MDС). Зеркала помогали астронавтам при застегивании и подтяге систем фиксации и установки рукояток сидений в нужную позицию, а так же наблюдением приборов не попадавших в зону прямой видимости и наблюдений через иллюминатор.
Существовало три зеркала, одно для каждой позиции сиденья. Зеркала для астронавтов слева и справа устанавливались на боковой стороне звуковой и осветительной панели управления выше бокового иллюминатора для наблюдения. Зеркало астронавта, находящегося в центре, устанавливалось над распоркой аттенюатора по оси Х-Х.
Зеркала имели рукоятку и шарниры, позволяющие устанавливать их под любым углом. В стадиях пуска и входа в атмосферу, зеркала запирались в заданной позиции с помощью зажима и обеспечивали необходимый обзор за приборами, находящимися в не поля зрения астронавта.
Зеркала установленные в отсеке экипажа:
1- Убранное положение зеркал.
2- Зеркала для наблюдения за тем, что происходит вне корабля.
3- Зажимное приспособление для прожектора.
4- Зеркало для наблюдения за тем, что происходит внутри.
5- Шторка.
6- Левая боковая консоль для крепления осветителя.
7- Зеркала для наблюдения за те, что происходит внутри –слева, в центре и справа.
8- Зеркала для наблюдения за тем, что происходит за пределами корабля -2 комплекта, слева и справа.
Зеркала для наблюдения за тем, что происходит вне кабины.
В случае, когда сиденья установлены под углом 96 градусов, поле обзора астронавтов, находящихся справа и слева, через иллюминатор ограничивалось диапазоном от 5 до 42 градусов от оси «Х». Следовательно, в командном отсеке установлено два комплекта зеркал для наблюдения за тем, что происходит снаружи, зеркала позволяли убедиться в раскрытии парашюта в стадии входа в атмосферу. Другая функция зеркала – ориентация командного отсека в случае аварийного покидания.
Поле обзора парашюта при установлении кресла под углом 96 градусов.
1 С зеркалом (левый астронавт).
2 С зеркалом (правый астронавт).
3 Без зеркала (левый астронавт).
4 Без зеркала (правый астронавт).
5 Окружность сноса крайнего парашюта.
6 Парашюты к передней перегородке – 42 метра.
Примечание: поле зрения для зеркал действительно только для одной установки.
Комплект зеркал для наблюдения в иллюминатор состоял из верхнего и нижнего зеркала. Верхнее зеркало устанавливалось на боковой стенке рядом с верхней кромкой иллюминатора. Нижнее зеркало устанавливалось на корпусе иллюминатора встречи рядом с нижней кромкой рамы.
Система зеркал состояла из зеркала и кронштейна, на котором был расположен шарнир и рукоятка, позволяющая менять угол наклона зеркала, кроме того, имелось запирающее устройство, фиксировавшее зеркало в положении, обеспечивающим оптимальный обзор при посадке.