Найти тему
Италия для меня

Как современные итальянские художники "бедного искусства" стали очень богатыми, вопреки своим желаниям?

Оглавление

При разговоре об итальянском искусстве нам в голову в первую очередь зачастую приходят имена великих мастеров Возрождения: Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанарроти.

Однако, искусство Италии не умерло в XV веке. На протяжении последующих столетий Италия подарила миру еще множество значимых имен, и сегодня мне хотелось бы рассказать о тех из них, кто работал в 60-х годах XX века, о художниках причисляемых к движению “Arte Povera” (Бедное Искусство).

Краткая биография Арте повера

Как часто водится в истории искусства, Арте повера как движение было создано «человеком со стороны»: куратор Джермано Челант, выделив близких по духу художников и характерные черты направления, в 1967 году организовал первую выставку Арте повера.

В последствии им же был написан один из центральных теоретических текстов движения "Арте повера: заметки к партизанской войне".

Джермано Челант, художественный критик и куратор
Джермано Челант, художественный критик и куратор

Что же такое Арте повера? В середине 60-x годов прошлого века Италия переживала индустриальный подъем. Именно на этот период времени пришелся пик популярности легендарного фиата.

Однако, вместе с восхищением перед новыми возможностями, рождались и страхи перед все большей дегуманизацией, давлением рынка, уходом от природы. Художники Арте повера не желали стоять в стороне и наблюдать за тем, что происходит в мире, они хотели его менять. Менять здесь и сейчас, будучи убежденными, что занятие искусством подходит для этого не хуже, чем занятие политикой.

Исходя из этой установки, члены движения стремились расширить границы искусства в различных направлениях, тем самым изменив саму жизнь и господствующую логику арт-рынка.

Для этого художники активно использовали в своих работах простые предметы обыденной жизни и грубые материалы, в ход шли веревки, мешковина, старая одежда, земля и песок. Собственно, отсюда и произошло название направления: бедное искусство - искусство, созданное из бедных материалов.

Микеланджело Пистолетто , «Венера тряпичная»
Микеланджело Пистолетто , «Венера тряпичная»

Кроме того, вместо привычной ориентации искусства на вечность представители Арте повера зачастую пытались создать произведения максимально локальные и укорененные в данном моменте.

Они не хотели выставляться в галереях и выступали против коммерциализации искусства.

Однако, согласно законам вечной иронии, довольно скоро произведения художников Арте повера стали одними из заветнейших лотов на модных аукционах.

Несколько имен

Яннис Кунеллис

Родившийся в Греции и окончивший Академию художеств в Риме, Кунеллис быстро отказался от традиционной живописи, считая ее репрессивным политическим механизмом. Однако, в последствии он нередко возвращался к классическим для искусства сюжетам, заходя при этом совсем с другой стороны. Так, к примеру, его произведение
«12 лошадей», когда художник буквально привел в галерею 12 лошадей, это в том числе и придание новой жизни очень традиционному иконографическому образу.

Яннис Кунеллис "12 лошадей"
Яннис Кунеллис "12 лошадей"

Марио Мерц

Два фирменных «знака» Мерца – это иглу и неоновые трубки. Нежное голубое свечение неона, которое одновременно отсылает и к современным опасностям, связанным с электричеством, и к чему-то магическому, потустороннему, частый элемент в работах художника. Что же касается иглу, то Мерц не единожды собирал их в разных уголках света из разных материалов, подталкивая зрителя к размышлениям и о традиционном укладе жизни в условиях активных перемен, и о беззащитном человеке, ищущем укрытие, и о готовности возводить и охранять свои границы.

Марио Мерц "Иглу"
Марио Мерц "Иглу"

Алигьеро Боэтти

Боэтти является одним из центральных героев движения, участвовавшим во всех основных выставках того времени. Однако, множество его работ до сих пор остаются тайной под семью печатями, так как художник, чьи интересы простирались от математики до эзотерики, активно использовал в своем творчестве различные символы: знаки, цифры, буквы.

Одна из важнейших тем, над которой работал Боэтти, соприсутствие культур и существующие между ними различия. В частности, она воплощена в его знаменитой серии «Карты», начатой в 1971 году. Этот масштабный геополитический проект характерен так же тем, что в нем Боэтти переосмысляет привычное понимание авторства. Для реализации «Карт» художник использует наемный труд, создавая произведением совместно с афганскими вышивальщицами.
Алигьеро Боэтти "Карта"
Алигьеро Боэтти "Карта"

Что еще можно почитать об Арте повера?

1. Арте повера. Творческий прорыв: каталог выставки / Государственный Эрмитаж, - СПб.: Изд-во Гос.Эрмитажа, 2018. - 120 с:ил.

2. Чем беднее – тем ценнее / АртГид. URL: https://artguide.com/posts/1469

3. Арте повера / Энциклопедия / Артархив. URL: https://artchive.ru/encyclopedia/3493~Arte_Povera

4. Хэл Фостер, Розалинд Краусс «Искусство с 1900: модернизм, антимодернизм, постмодернизм», 2015. С. 553-558.

А что вам больше по душе Возрождение или Arte Povera?

@ Анастасия Шилова

Поставьте лайк, чтобы статью увидело больше людей 👍