Найти тему
Литрес

Подражая Габриэлю Гарсиа Маркесу: «Красота — это горе», а магический реализм — это сила

Проститутки, зоофилы, нимфоманки — осторожно, слабонервным не читать!

Чего можно ожидать от книги, которая начинается с того, что главная героиня вдруг решает подняться из могилы, чтобы проведать своих детей, по которым соскучилась? Чего угодно!

Автора этого романа сравнивают с Харуки Мураками и Габриэлем Гарсиа Маркесом. Что неудивительно, ведь Эка Курниаван тоже работает в жанре магического реализма, совмещая то, что, на первый взгляд, никак не сочетается.

Много ли вы знаете инденизийских авторов, чьи книги переводятся на русский язык? Мы — нет. Но теперь у нас есть возможность познакомиться с литературой «страны тысячи островов». «Красота — это горе» недавно отпраздновала свое пятнадцатилетие, но на русском языке она вышла в декабре 2018 года, и для нас все еще является новинкой.

«Красота — это горе» — это:

1. семейная сага, повествующая о пяти поколениях одной семьи;

2. исторический роман, рассказывающий об истории Индонезии 20 века;

3. магический реализм: здесь у беременных вздуваются животы, наполненные воздухом, а девушки могут подойти к обрыву и взлететь.

Действие происходит в городе Халимунда. Локация вымышленная, но у нее есть прообраз — это родной город писателя Тасикмалая на острове Западная Ява.

Лакмусовой бумажкой относительно того, понравится вам это чтиво или нет, является отношение к великому роману «Сто лет одиночества». Если вам импонирует творчество Габриэля Гарсиа Маркеса и магический реализм во всех его проявлениях, то «Красота — это горе» — must read. Если летающие простыни и говорящие призраки вас не прельщают, то и за эту книгу лучше не браться.

В центре системы персонажей этого романа находится самая красивая проститутка Халимунды по имени Деви Аю. И постепенно читатель познакомится с историей ее семьи: от дедушки до внучек. Конечно, это повествование сопряжено с историей Индонезии: дедушка-голландец оказался в Индонезии потому, что некогда эта страна была колонией Нидерландов.

В начале книги нам сообщается, что Деви Аю умерла в 50 с небольшим лет, родив четвертую дочь. Но через 21 год она решила, что не все ее дела на земле завершены, и вернулась, восстав из могилы. Четыре дочери Деви Аю также являются героинями этого романа, три из них — писаные красавицы, а вот четвертая, имя которой Красота или Чантик, — настоящая уродина. Когда она родилась, акушерка подумала, что Деви Аю извергла из себя не ребенка, а кусок кала. Настолько младенец был некрасив! Но внешняя непривлекательность — результат молитв матери, которая взывала к богам с просьбой лишить ее четвертую дочь красоты.

Как можно заметить из названия романа, красота для Эки Курниавана — это проклятье. Если князь Мышкин говорил, что красота спасет мир, то Курниаван заявляет, что красота теперь сама нуждается в спасении. Автор рассматривает красоту как нечто внешнее: всех людей, которые окружают красивых героинь этого романа, не интересует, что из себя представляет их внутренний мир. Только обладая симпатичным лицом, они уже становятся трофеями. Они возбуждают к себе мужской интерес. Интерес совершенно разный: не только романтический, но и связанный с насилием. Они становятся предметами, которыми хотят обладать. Как красивые вазы, которые не стыдно показать гостям. Здесь красота — это что-то негативное, что-то, что может превратить женщину в проститутку или объект преследования со стороны сильной половины человечества, что-то, что сделает ее глубоко несчастной.

Любовь для Эки Курниавана — это физиология. Это больше страсть, чем какое-то нежное чувство. Все романтические охи-вздохи заведомо обречены на неудачу, ведь современная любовь, по мнению прозаика, способна превратить мужчину в монстра. И если женщины в романе «Красота — это горе» олицетворяют собой сознательность, то мужчины — бессознательность и стихийность. Они предстают как активные проявители любви, действующие независимо от того, хочет этого девушка или нет.

Очень тесно с темой любви связана тема истории — то, как жители Индонезии, герои романа и Эка Курниаван воспринимают бэкграунд своей страны. Как мы знаем, многие народы осмысляли свою историю через эпос, мифы и легенды. И Индонезия не была исключением. Курниаван показывает нам, что так, как мы воспринимали историю прошлого, современность воспринимать нельзя. Народ вулканической страны нуждается в новых методах, но их нет. А старые уже не работают, и все попытки примерить на себя «шкуры» персонажей легенд и сказаний оказываются тщетны.

Эка Курниаван на страницах книги рисует любовь двух видов: романтическую, связанную с культурным прошлым, когда мужчины служили своим возлюбленным, и физиологичную, современную, когда женщины являются лишь предметом вожделения.

Колонии, японская оккупация, коммунизм, трудовые лагеря — история Индонезии представляет собой череду дат и имен. Решительность действий, быстрая смена событий — в мире 20 века выживет тот, кто умеет приспосабливаться.

В романе есть очень яркий пример, показывающий, чем современность Индонезии отличается от ее прошлого. Это древняя история о принцессе Ранганис, которая вышла замуж за пса, а все жители Халимунды стали плодом их любви. В 20 веке тоже была своя Ранганис — это одна из внучек Деви Аю, также имеющая связь с собакой. Но если первая история привела к благу, то вторая — к горечи.

Роман «Красота — это горе» сложно назвать новаторским произведением, ведь книг с национальным колоритом, в которых была бы история одной семьи, рассказанная через историю страны и наоборот, достаточно много. Но Курниавану удалось наполнить знакомую форму новым содержанием. У этого автора однозначно есть свой стиль, голос, и они довольно узнаваемы.

В этом романе сохранен баланс между частной историей (судьбой одного человека или одной семьи) и масштабной (судьбой страны или мира). Меняя окуляры, Курниаван показывает одно и то же событие с разных точек зрения.

Очень часто современные авторы, работающие в жанре магического реализма, в силу недоработки идеи заполняют сюжетные лакуны ирреальными событиями или существами. Магический реализм в исполнении Курниавана органичен, все гротескные образы находятся на своих местах. Например, эпизод, где один из героев совокупляется с курами и поедает собственные фекалии, нужен для того, чтобы показать, насколько обмельчал современный человек.

Не испугались? Тогда...

Читайте эту книгу онлайн в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес. А для тех, кому больше нравится слушать, чем читать, у нас есть озвученная версия.

Еще больше интересных материалов в нашем Telegram-канале!