Найти в Дзене

Мой незабываемый год в армии. Часть 8: как нас «учили» военному делу

Оглавление

Первые четыре месяца моей срочной службы в российской армии (2016-2017 годы) прошли в учебке – части, в которой тебя обучают воинской специальности, а затем отправляют в войска, где, как предполагается, ты будешь служить по этому профилю.

В этой главе я расскажу именно про то, как нас учили. Чему? Общевоинским дисциплинам и работе с техникой.

В прошлых частях вы могли прочитать о том, как начиналась моя срочка — сборный пункт, первый день в части и первое утро, пять дней в медпункте и две недели в госпитале, возвращение в роту и первая рабочка. Ну а теперь расскажу, как из нас делали воинов.

ВАЖНО: В своём рассказе я не пытаюсь что-то очернить или наоборот выставить в более выгодном свете. И, конечно, не стоит делать выводы о всей армии по моим историям, ведь условия службы могут кардинально отличаться даже в разных подразделениях одной части. Это лишь мой личный опыт, которым хочу поделиться.

План занятий

Каждую неделю на специальном стенде в казарме вывешивали план занятий. В нём были как общевоинские дисциплины (физподготовка, военная медицина, топография и так далее), так и занятия по профилю, как теоретические, так и практические. Если бы они все проходили в точности по плану, а преподаватели из числа сержантов и офицеров были абсолютно компетентны, то после четырёх месяцев наша рота дала бы фору Рэмбо и всем его друзьям. Но план выглядел красиво только на стенде.

Расскажу о нескольких занятиях того лета, которые запомнились больше всего.

Международное гуманитарное право

В один из первых дней после возвращения в роту мы построились утром, взяли стол, стулья и отправились дружно к одному из старых заброшенных корпусов постигать науку. На улице стояла адская жара, поэтому занятия решили провести на свежем воздухе, в тени от старого здания, в котором когда-то учились будущие лётчики.

Притащили стол для лейтенанта, остальные расселись вокруг на принесённых стульях. В руках у молодого офицера был учебник по международному гуманитарному праву.

Следующие несколько часов нам предстояло узнать о законах ведения войны, что не очень хорошо сбрасывать на населённые пункты напалм (зажигательная смесь, которая отлично горит, прилипает к поверхностям и плохо тушится) и убивать пленных, и так далее.

Через какое-то время летёхе надоело читать самому и он доверил это мне, поскольку до этого я правильно ответил на несколько вопросов и проявлял признаки разума. Читать было непросто: недолеченное горло постоянно норовило сорваться на кашель. Иронично, что до армии я как раз закончил юридическую магистратуру, так что предмет был явно по профилю.

А вот одному сослуживцу не повезло: офицер заметил, что во время лекции солдат ел конфету «дюшес», оставшуюся с завтрака. Наказание было ожидаемо: лейтенант приказал всем вывернуть карманы и отдать свои конфеты провинившемуся, который должен был закинуть их все в рот и съесть. Зрелище было грустное.

Лекция продлилась пару часов. И мы привычно пошли убирать территорию.

Плащ-палатка и патимейкер

Ещё один жаркий день, отправляемся в другой конец части с несколькими плащ-палатками. Не помню, как точно называется дисциплина, но в этот раз нас учили использовать плащ-палатки по прямому назначению. Минут за 40 лейтенант и старлей показали, как подготовить разные укрытия из плащ-палатки. И всё. Никто не учился и не повторял. Остальное время до обеда просто убивали.

Офицеры веселились, как могли. Включали популярный в тот год трек «Патимейкер» и предлагали паре колоритных срочников станцевать под него, обещая им в обмен несколько перекуров (в учебке курили редко, иногда не курили вообще). Они долго мялись, но не согласились так позориться.

Главное, что в это время мы находились далеко от основной территории части, где можно было попастся на глаза более высокому командованию и получить... в общем, получить. Почему? Повод найдётся всегда.

В другой день нам устроили занятия по защите от оружия массового поражения. Было это 2 августа. Дата запомнилась, поскольку от городского стадиона неподалёку отчётливо слышалась «Синева» — там праздновали День ВДВ.

Нам же рассказывали, как правильно залегать по команде «Вспышка справа» (или с любой другой стороны). И вот это мы запомнили хорошо, поскольку потом регулярно «тренировались» по дороге куда-либо. Например, в баню. Кто-то заговорил в строю? Вспышка справа! А затем живительный гусиный шаг. Впрочем, это совсем другая история.

Часть пути обратно мы преодолели, «отрабатывая» движение в боевых условиях. Но скорее над нами просто хотели поржать. По очереди перебегали от дерева к дереву, держа руки, будто в них автомат. Смотрелось крайне комично.

Кстати, к занятиям полагалась различная матчасть, которую переносили в большом ящике для оружия. Подчас занятия как раз и ограничивались переноской этого самого ящика.

Калич разбирает автомат

Конечно, не могло обойтись без занятий по разборке автомата и отработки упражнений учебных стрельб. Через некоторое время мы должны были отправиться на реальные стрельбы, а пока тренировались так: по команде добегали до места выполения, ложились, присоединяли магазин, имитировали выстрел, докладывали об окончании стрельбы, показывали пустой патронник и — обратно на исходную. В деталях могу ошибаться, если что, поправьте.

Казалось бы, ничего сложного, но у многих не получалось: путали порядок действий, не могли быстро присоединить магазин, неправильно ложились. Большинство через несколько попыток всё же осваивало упражнение, но отдельные личности так и не смогли.

На этом же месте отработали разборку автомата АК-74. Прошлые три недели я провёл в санчасти и госпитале, поэтому надо мной откровенно смеялись, когда взял автомат в руки. Однако смешки как-то исчезли, когда творение Калашникова оказалось разобрано с одним из лучших результатов в роте — за шесть лет до этого я неплохо натренировался разбирать оружие в кадетском классе школы, а такой навык сложно потерять.

Оружие из Counter-Strike

На одном из занятий лейтенант рассказывал под запись об армии потенциального противника — американской. Чтобы мы хоть примерно знали. И тут я очень насторожился. В составе воинского соединения армии США оказались образцы техники, снятой с вооружения лет 20 назад, а то и больше. Об этом я прекрасно знал, поскольку интересовался техникой до армии. Где-то через месяц выяснилось, что коспект лекции был подготовлен на основе советского (!) учебника сержанта, который уже безбожно устарел.

А ещё в нашем учебном классе висел стенд с оружием потенциального противника. Судя по всему, об оружии его создатель знал только из «Контры», поскольку среди образцов оружия значился пистолет Desrt Eagle, никогда не стоявший на вооружении ни одной армии, а также пистолет-пулемёт MP5 и снайперская винтовка Steyr Scout, тоже популярные в легендарной игре. Какое ещё оружие там изобразили, не помню, но оно точно не имело отношения к вооружённым силам.

Пистолет Desert Eagle в Counter Strike
Пистолет Desert Eagle в Counter Strike

Ещё были занятия по военно-медицинской подготовке, но тут всё закончилось короткой теорией. Перевязывать мы не учились, как и другим премудростям. А жаль.

Конечно, ближе к концу обучения мы всё больше времени проводили за изучением техники. Она была сложной, работала по принципам, не очень понятным моему гуманитарному мозгу, но было интересно. Мы не просто теряли время, а изучали что-то новое, плюс хорошее знание техники впоследствии давало неплохие шансы на удачное распределение.

Но это было позже, а пока мы просиживали штаны в учебных классах, нередко просто сидели, пока не закончится отведённое время.

А вот из нормативов РХБЗ мы отрабатывали только надевание противогаза. На этом тренаж в «резиновый день» заканчивался. В итоге пришлось срочно учить нормативы по надеванию ОЗК прямо накануне сдачи экзаменов.

Физо

Ну и физподготовка. Мы бегали, постоянно бегали. Особенно утром, а в воскресенье ещё и днём. К счастью, из-за сильно жары командование запретило бегать после полудня. Но и утром нас могли неплохо так измотать.

Все офицеры и сержанты бегали прекрасно, ведь от оценки по физподготовке зависила их зарплата. А за ними бежали мы.

Особенно сильно носился старлей со значком воина-спортсмена на кителе. Если утром он приходил на зарядку, то рота очень напрягалась. Как-то раз во время занятий пара солдат решила упростить свою судьбу – спрятались в кусты, чтобы отдохнуть, пока остальные бегают. Однако кто-то из офицеров в учебном корпусе заметил это безобразие и сообщил кому-то из командования роты.

Старлею этот трюк не понравился. «Не можете пробежать пять кругов, значить пробежите десять», – эти слова звучали как приговор. Уже уставшие намертво солдаты продолжали бегать, пока злополучные круги не закончились.

Кстати, как-то раз после зарядки, когда я добегал последние метры, старлей сказал: «Беги, журналист, потом напишешь». Ну что же, пишу, товарищ старший лейтенант.

Мой звёздный час

В один из дней дверь в учебный класс распахнулась, и в проёме появились люди, которых проводивший задание командир второго взвода никак не ждал: командир части, комбат и два очень дотошных офицера учебного отдела.

Они начали поднимать солдат и задавать вопросы по пройденным темам. Многие не могли связать и двух слов. Подняли и меня, но в расплох не застали. Интересовались проверяющие основными положениями международного гуманитарного права, а эту лекцию я как раз читал с неделю назад. В итоге я и ещё несколько сослуживцев довольно подробно рассказали тему, что успокоило командира части и свиту, которые уже разносили нашего лейтенанта.

Комбат задал ещё пару вопросов и поинтересовался образованием. В итоге для него до конца учебки я был «юристом». Впоследствии при встрече он всегда интересовался, как проходит моя служба, что-то рассказывал. Вообще, комбата уважали, знали, что спуску не даст, но без повода ничего плохого солдату не сделает, а скорее даже поможет.

После занятия лейтенант пожал руку и сказал спасибо за хорошие ответы, спасшие его от окончательного разноса. Ну а в роте заметили, что я обладаю хорошей памятью и довольно широким кругозором, за что некоторые сослуживцы прозвали меня «ходячей википедией». И это было только наруку, поскольку в дальнейшем открыло очень неплохие возможности.

Но об этом расскажу в другой части. Следующую главу читайте по ссылке.

Ставьте лайки, если хотите скорейшего появления следующих частей. К сожалению, не получается писать часто, поэтому главы выходят не чаще раза в неделю.

Делитесь в комментариях, как вас обучали в армии, получилось ли чему-то научиться?

СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ