Вы знаете, что весь мир погрузился в экономический #кризис, вызванный не экономической природой. Но было бы интересно узнать, когда мы прекратим лететь вниз, когда наступит восстановление экономики и докризисная жизнь (нащупаем дно, от которого начнём движение к нормальной жизни).
Прочитав эту статью, вы узнаете: На какой стадии находится Китай, США, Еврозона и Россия? Что такое черный лебедь? И какая профессия может подсказать окончание кризиса?
Нужно только спросить.
Для начала скажите:
- Из чего состоит счастье?
- Что нужно человеку, чтобы стать счастливым?
Вам в голову наверное пришли сразу несколько вариантов, из которых сложно выбрать:
- Это здоровье семьи.
- Много денег.
- Успех в карьере.
- Уважение и почёт общества.
- Вторая половинка.
Кто-то оценит все эти категории в равной степени.
А кто-то отдает предпочтение лишь некоторым.
Чтобы понять, что такое счастье — нужно просто спросить.
Именно так и поступают аналитические центры. Чтобы понять, что же творится с экономикой, просто берут и спрашивают.
PMI.
Существует такая штука Purchasing Management’s Index (#PMI).
PMI На русский переводит как Индекс Деловой Активности (ИДА). Этот индекс родился в Америке примерно 100 лет назад и сейчас он является оперативным индикатором, позволяющим быстро оценить, куда экономика идёт и что с ней станет. Секрет успеха этого способа вот в чём — спрашивать нужно не просто людей на улице, а менеджеров по закупкам. Ведь закупщики просто обязаны держать руку на пульсе производственной активности. Например, производитель автомобилей смотрит на новые заказы клиентов и решает, сколько машин требуется рынку в следующем месяце. Он оценивает затоваренность складов, определяет, сколько деталей закупить.
От этого зависит план производства в целом. Грубо говоря, если снабженцам требуется больше сырья, материалов, рабочей силы для производства, значит производство прёт и значит конкретно у этой компании всё хорошо. По этой схеме работает и PMI.
Спрашивают закупщиков из 300 или 500 компаний страны, которых просят ответить на довольно простой вопрос: По сравнению с предыдущим месяцем вам стало лучше, хуже или ничего не изменилось?
Больше всего интересуют вот эти категории:
И теперь по аналогии с вопросом, а что такое счастье? Всё зависит от того, кто как считает.
Есть американский институт снабжения (ISM), который этим категориям выдаёт одинаковый приоритет. А есть вторая авторитетная контора (IHS Markit), которая считает, что новые заказы — это самый важный показатель. Важность других категорий вы видите на изображении.
В конечном счёте PMI и показывает, как закупщики оценивают экономику. Индикатор хорош тем, что вы сидя дома на диванчике не можете знать ситуацию, у кого какие новые заказы. Пока выйдет отчёт компании, пройдет несколько месяцев. ВВП тоже выходит с задержкой. А PMI даёт данные уже на следующий месяц.
Минус такого способа — это субъективность. Потому что, когда дело касается опросов людей, пусть и специалистов на местах, которые хорошо понимают положение компании, тут играет человеческий фактор. Снабженцу может быть просто пофиг и он тупо забьёт или ответит на отвали.
Представьте себе, что на календарях начала 2019 квартальный ВВП ещё не вышел, но данные по май уже сигнализировали о рецессии. Уже с января по май был ниже 50. Хотя по ВВП было ещё не понятно. Да и данные поступают с задержкой. А потом их ещё и пересматривают.
Но сами понимаете, идеальную статистику мы получим только тогда, когда вообще вся экономика цифровизируется. Все данные о производстве, вплоть до каждой гайки отобразятся в SKYNET. Роботы будут регулировать перепроизводства и не до производства без участия человека, ведь когда-нибудь это случится.
Тем не менее, при всей возможной субъективности этот способ хорош, пусть и не идеален. Самое приятное, что он удобен в понимании.
Если вы думаете, что сейчас будут скучные формулы, как на курсах экономики, который чёрт знает зачем вам сунули в универе, то можете расслабиться.
PMI проще чем ВВП. Потому, что для ВВП нужно знать хотя бы специфику экономики страны. Например пара процентов роста для экономики США — это нормально. А для Китая — это серьёзный звоночек к рецессии.
В PMI тебе дают одно число от 0 до 100. Где 50 — значит в этом месяце всё так же, как и в прошлом. Ниже 50 — хуже, чем в прошлом. Выше 50 — всё лучше, чем в прошлом.
Я это рассказываю в деталях, чтобы потом вы сами смогли смотреть, что там в экономике. А значит могли сами ответить на вопрос — когда наступит восстановление экономики и какие страны выходят из кризиса?
Конечно мы имеем знания очень поверхностное, но это может стать началом хороших дел. Конечно никакой индикатор не подскажет появление вируса, который парализует всю экономику. Но вот когда уже всё случилось, PMI может подсказать, когда мы начнём щупать дно, от которого начнётся восстановление экономики и движение к нормальной жизни, когда наконец мы разберёмся с чёрным лебедем.
Чёрный лебедь — это термин американо-ливанского экономиста Нассима Талеба, который написал книгу с таким названием.
Речь о том, что если вы никогда не видели чёрного лебедя — вы будете считать, что таких птиц не существует. Как в общем-то все думали до конца 18 века, пока их не обнаружили где-то в далекой Австралии. Нассим Талеба написал целую серию книг, первый из которых называется «Одураченные случайностью».
Он называет чёрным лебедем такое редкое непредсказуемое событие, которое может изменить вашу жизнь или даже жизнь всего человечества в целом.
Пример таких событий:
- Распад Советского Союза.
- Атака на башни-близнецы 11 сентября 2001
Коронавирус
В январе никто не мог себе даже представить, что уже через три месяца перестанут летать самолеты, люди перестанут посещать рестораны и концерты. Но тем ни менее это произошло.
Задним числом мы как-то можем проанализировать и объяснить такое событие. Да вот беда — следующий лебедь прилетает откуда не ждали и клюёт нас прямо в задницу.
В общем с помощью PMI можно определить, в каких странах наступает восстановление экономики, а каким ещё предстоит полёт вниз.
Куда идёт весь мир.
На изображении ниже вы видите PMI Китая, Еврозоны, России и США.
Из общей картины больше всего выбивается Китай. По иронии судьбы там всё началось. Там с вирусом столкнулись раньше всех и там же справились быстрее всех. Самый сильный провал был в феврале. В это время как раз вводили первые ограничения: Сначала 23 января карантин провинции Хубэй, затем запрет на внутренние полёты и передвижения. В общем конец января и февраль был самым карантинным периодом и соответственно самым плачевным для экономики.
А вот 18 марта в Китае впервые сообщили о том, что никто не заболел.
Именно в марте постепенно, когда жёсткий контроль начал спадать, а количество заразившихся стремилась к нулю, Китай начал нащупывать экономическое дно. Я кстати напомню, что число в 50 говорит лишь о том, что ситуация в экономике такая же, как и в прошлом месяце.
Это не значит, что всё идёт на поправку и до кризисного значения ещё далеко. В марте в Китае лишь замедлился спад, то есть ещё хуже не стало, ситуация осталась такая же. Постепенно двигаясь к июню, страна начала добираться к до кризисным стилям жизни, но не экономическим показателям.
Люди начали выходить на работу. Снявшийся запрет на транспортное сообщение между регионами восстановил цепь поставок. То есть внутри страны экономика начала восстанавливаться. Но вот с марта месяца ограничение начали вводить другие страны по всему миру. И тут многие осознали последствия глобализации.
Глобализация.
Оказалось, что Китайские заводы вернулись к нормальной жизни быстрее, чем спрос из других стран на их товары. Грубо говоря, Китай уже готов продавать за рубеж, но вот покупатели всё ещё борются с последствиями коронавируса.
Китай самый крупный экспортер в мире и больше всего он продаёт в США. Когда в марте - апреле Китай был готов поставлять свою продукцию за рубеж и заново раскручивать колесо экономики, в это время в США только начали разные штаты вводить строгие ограничения.
Что в результате привело к беспрецедентной безработицы в 15% в апреле и спаду промышленности, который только в июне начинает стабилизироваться.
Ещё раз напомню, что в июне промышленность США только нащупывает дно.
Россия, как и все страны 21 века, очень сильно зависят друг от друга. Очередное доказательство взаимо проникновения и взаимо зависимости современного мира.
Так вот, с начала этого года экспорт товаров только и делал, что летел вниз со скоростью Американской горки. Если сравнивать с прошлым годом, то снижение на 20 — 30%, а в мае практически на 40%.
Я очень хочу ещё раз сделать акцент на взаимозависимости стран. Больше всего Россия продаёт другим странам нефть, газ и уголь. Если быть точнее — на это приходится 60% вообще всего экспорта.
Крупнейшим покупателем такого добра является производственный гигант — Китай.
Которому углеводороды сейчас нужны не так сильно. Потому что Китайцы только начали раскручивать колесо внутренней экономики и до сих пор страдают от слабого спроса из-за рубежа, в том числе США.
То есть Россия продаёт меньше нефти, потому что Китай производит меньше товаров, потому что у США меньше спрос из-за последствий коронавируса.
Максимально упрощенная схема структуры экспорта всех этих стран.
Мы например про Европу ещё ничего не говорили. Но зато хорошо описывает суть современной взаимозависимой экономики. Ни какого особого пути не существует.
Всё переплетено.
Ещё одно отличие России от других стран в том, что кризис усугубляется слабостью рубля, которому очень поплохело в марте. Чуть позже в России установится новая реальность с рублём по 70.
А возросшие цены от закупок импортного сырья и материалов лягут в конечную цену товара, которую, как обычно, заплатим мы с вами из своего кармана.
Рубль по 70 уже реальность до открытия границ. Есть вероятность, что курс подрастёт ещё, когда миллионы Россиян, жадных до отпуска на море ломанутся в обменники, чтобы купить евро и доллары для своей зарубежной поездки.
И теперь вопрос: Когда всё описанное прекратит падать, замедляться, тормозится? Когда мы уже достигнем дна и начнём от этого дна отталкиваться вверх?
Когда начнём возвращаться к докризисной ситуации?
Есть основания полагать, что производство в Китае, США, Европе и России — это дно нащупывает прямо сейчас. Так получилось, что выход этой статьи совпадает со стабилизацией в производственном секторе. Индекс этих стран уже близится к 50.
А Китай так уже начал потихоньку отталкиваться.
Но тут важно сказать, что я кое-что от Вас скрыл.
Все эти индексы, которые вы видели, касались только производства.
Но ведь есть ещё и сектор услуга. А вы догадываетесь, что как раз он пострадал сильнее всех. Поэтому позвольте дополнить картину информацией по услугам.
PMI услуги.
Опять Китай всех обскакал.
А сильнее всех ударила по услугам в Eвропе. Невероятно пострадал туризм. Отдельно взятая категория туризм, получила значение в 3,5 в апреле.
С другой стороны, что можно было ожидать, когда все страны заняты борьбой с пандемией, а границы закрыты.
Что интересно, рынок услуг пострадал в России так же сильно, как и в Европе. Хотя роль услуг в экономике Европы намного выше.
Почему услуги в России пострадали также сильно, как в туристической Европе? Можете написать в комментариях.
Современный кризис имеет не экономическую природу. А все действия государств — это логичный ответ на биологическую угрозу.
Эффективнее всего справились те страны, которые:
- Быстро признали проблему.
- Ввели серьёзные ограничения.
- Корректно вели статистику заболеваний.
- Обеспечивали всем необходимым больницы.
- Правильно работали с населением.
- Поддерживали карманы людей в то время, когда накладывался запрет на работу.
Можно сказать, даже рынок услуг начинает нащупывать дно. Весь мир будет выходить из кризиса также, как и входил — неравномерно, с интервалом в несколько месяцев.
Неравномерно.
Китай уже сидит и ждёт Мексику, Японию, Швейцарию. А Россия, США, Испания и Великобритания в скором времени начнут процесс восстановления.
У большинства стран самые сложные месяцы пришлись на апрель и май.
А июнь в среднем по миру дарит надежды, что коллапс заканчивается.
Глобальный индекс PMI, то есть в среднем по миру, промышленность и услуги уже близится к 50. Хотя в мае был еще 36.
Всё указывает на то, что экономический кризис снижает своё давление.
Иными словами всё господа. Если вы выдержали этот период, то дальше хуже не будет. Но это не значит, что мы вернулись до кризисной жизни. Нет, это значит, что мы перестали лететь вниз. Ещё пройдет несколько лет, чтобы полностью восстановиться. Ведь что нам обычным людям важно про экономику — это уровень безработицы.
Безработица.
В современном мире сложно выживать без дохода. Но вот в США безработица превысила все мыслимые показатели. Россию откинуло на 8 лет назад. В Китае тоже черт возьми что происходит. Но удивительно, что в Евросоюзе получше относительно других.
Заключение.
С момента последнего глобального финансового кризиса, люди всеми силами раскручивали колесо экономики. На полученную прибыль нанимали новых людей, расширялись. Но тут пришёл SARS-CoV-2. И это колесо замедлилось. Для раскрутки требуются уже меньше людей и теперь человечество начинает свою работу заново, запуская деловую активность с целью набрать прошлые обороты. И в будущем на вырученные средства снова потребуются расширение, снова потребуются люди. Но на это уйдёт несколько лет, при условии, что всё пойдет по текущей траектории.
Но данные собирались в условиях ограничений и постепенным их снятии. А когда откроют границы, курорты, заполнится людьми бизнес, поездки возобновятся — многие расслабятся. Уже сейчас в базовом сценарии ожидают вторую волну заболеваний к осени. Да и второй чёрный лебедь не дай бог прилетит.
Помните — вы все можете подержать эту статью репостом и комментом. С вами был #ikesler