SWOT-анализ – один из самых распространенных аналитических методов, который позволяет в комплексе оценить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы, влияющие на нее.
Матрица SWOT включает:
- S (strengths) – сильные стороны. Характеристики бизнеса, которые отличают его на фоне конкурентов.
Например: лучший клиентский сервис на рынке, более доступные цены. - W (weaknesses) – слабые стороны. Признаки, которые делают компанию уязвимой на рынке.
Например: неэффективная реклама, недостаточно сотрудников.
- O (opportunities) – возможности. Их компания может использовать для развития своего бизнеса.
Например: правильное расположение производства.
- T (threats) – угрозы. Они могут нанести компании ущерб.
Например: высокая конкуренция на рынке.
Для чего нужен?
Впервые термин “SWOT-анализ” был применен американским академиком Кеннетом Эндрюсом в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики.
Он может пригодиться как маленьким стартапам, так и крупным фирмам.
Для выхода на рынок стартап должен понимать все внутренние и внешние возможности и угрозы. Например, создавая новую социальную сеть, необходимо оценивать интенсивность конкурентной борьбы, так как социальных сетей существует большое количество, угрозы заменителей продукта или услуги, рыночную власть потребителей; решить, что именно является вашим УТП (уникальным торговым предложением) и т. д.
Крупные игроки рынка должны проводить SWOT-анализ организации не реже чем раз в год. Это дает возможность поддерживать свою актуальность, т. к. изменения происходят ежедневно.
Email-маркетинг – один из лучших каналов для прямой коммуникации с клиентом. С помощью него маркетолог может персонализировать сообщения и предлагать пользователю актуальный контент, он помогает взращивать лояльность к бренду, предлагать клиенту полезности здесь и сейчас и многое другое.
Если все так идеально, то, казалось бы, зачем делать анализ? Как и любой другой вид маркетинга, email-канал также имеет свои стратегию, цели, бюджет и так далее. Свот-анализ конкретно этого канала поможет увидеть, что работает отлично и что можно улучшить. А если просматривать SWOT в разрезе всего отдела маркетинга и/или компании, он покажет, как email влияет на нынешнее состояние дел команды.
Получить бесплатный аудит рассылок и
Виды SWOT-анализа
Для начала нужно создать матрицу и расположить SWOT-факторы по такой схеме:
После завершения составления матрицы нужно подвести итоги. С этим помогут различные подходы: от элементарных и до более усложненных. В любом случае в основе каждого из них заложены экспертные оценки. Экспертом в данном случае можете выступать вы и ваши коллеги. Ниже мы расскажем, как составить анализ
Пример №1. Простой вариант
В готовой матрице необходимо проставить знаки «+» факторам в списке сильных сторон и «-» – факторам, которые являются угрозой для бизнеса.
Точно так же следует оценить список слабых сторон. После того как плюсы и минусы добавлены во всех четырех блоках, мы получаем общую оценку сильных и слабых сторон компании.
Простейший SWOT-анализ с оценками для любого интернет-магазина может выглядеть так:
Прибавив все плюсы и минусы в каждом блоке, можно получить общую оценку сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для предприятия, которая подразумевает под собой конкретный вывод.
Пример №2. Усложненный вариант
Оценивается аналогично простому варианту, но уже не «+» и «-», а в баллах от 1 до 5.
В списке сильных сторон проставляются только положительные оценки («5» – соответствующий фактор силы компании находится на высшем уровне, а если «1» – на самом низком).
Слабые стороны оценивается по тому же принципу, только максимум – для отрицательных значений («5» – по данному фактору компания максимально слабая, «1» – данный фактор слабости практически несвойственен компании).
Оценки в формате брейншторма выставляют менеджеры, приходя к единому мнению.
Например:
- Сильные стороны: известное имя на рынке – 5, широкий ассортимент товара – 2.
- Возможности: повышение доходов населения – 1, развитие информационных технологий – 4.
- Слабые стороны: высокие цены на товар – 3, отсутствие бюджета на маркетинг – 5.
- Угрозы: рост числа конкурентов на рынке – 4, проблемы с поиском новых поставщиков – 1.
Заключение
SWOT-анализ помогает выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы бизнеса. Этот метод подходит для стратегического планирования, особенно если будет работать в комплексе с другими моделями анализов.
Чтобы SWOT-анализ был осуществлен верно, проводите его в команде с вашими специалистами, а также не забывайте учитывать мнение своих покупателей.