Предлагаю вашему вниманию список художественной литературы, который можно использовать для аргументации собственного мнения по проблеме в итоговом сочинении 2020-2021.
Я разбила список на две части. Сегодня будем рассматривать первые три направления. Оставшиеся вы сможете увидеть в следующей статье.
1. Забвению не подлежит (события, которые повлияли на ход истории; общественные явления; известные произведения искусства; люди, изменившие общество). Я считаю, что это одно из простых направлений. Здесь от экзаменуемых хотят услышать рассуждения о событиях, которые невозможно забыть.
Примерные темы:
- Какая личность может остаться в истории?
- Почему важно сохранять памятники культуры?
- Как вы понимаете фразу «рукописи не горят»?
- Какое влияние оказывают исторические события на человека?
- Почему важно помнить о подвигах своих соотечественников?
Литература:
- Л.Н. Толстой «Война и мир» (универсальное произведение)
- Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (реальная история подвига лётчика-истребителя А.П. Маресьева)
- Б. Васильев «А зори здесь тихие» (произведение про подвиг женщин на войне)
- Биографии великих людей, например, У.Айзексон «Стив Джобс» (история про создание компании Apple, которая изменила мир)
- С. Моэм «Луна и грош» (искусство, которое нельзя забыть)
2. Я и другие (межличностные отношения; проблема конфликта; понимание мироощущения себя внутри какой-то группы, общества, семьи). Думаю, многим выпускникам данная тематика не покажется сложной. Это направление про взаимоотношения абсолютно любого характера себя с кем-то другим.
Примерные темы:
- Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
- Почему важно быть терпимым?
- Всегда ли нужно избегать конфликтов?
- Может ли человек выжить без общества?
- Почему люди не понимают друг друга?
Литература:
- Л.Н. Толстой «Анна Каренина» (личность Анны и её конфликты с обществом, на какой почве они произошли)
- Л.Н. Толстой «Война и мир» (универсальное произведение)
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (личность Онегина и его мироощущение внутри общества)
- М.С. Тургенев «Отцы и дети» (личность Базарова и его внутренние конфликты, конфликт Базарова и Кирсанова)
- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (личность Чацкого, как он вписывается со своими внутренними конфликтами в общество, какие взаимоотношения он выстраивает с людьми)
3. Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством). На мой взгляд, это одно из сложных направлений из всей пятёрки, потому что здесь от одиннадцатиклассников ждут рассуждений о меняющемся мире. То есть выпускники должны проанализировать причины и следствия этих изменений. Но при этом может попасться тема не только изменений в обществе, но и внутри человека.
Примерные темы:
- Почему люди боятся перемен?
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Зачем нужны перемены в обществе?
- Почему перемены неизбежны?
Литература:
- М.А. Булгаков «Собачье сердце» (медицина, польза и вред прогресса)
- И.С. Тургенев «Отцы и дети» (конфликт Базарова и Кирсанова)
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (изменения внутри личности)
- Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (автор рисует беспросветную картину развития постиндустриального общества, в котором книги находятся под запретом)
Ю.Н. Харари «Sapiens: краткая история человечества» (произведение о том, как ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него)
Важно! Обратите внимание, что в качестве примера можно использовать не только художественную литературу, но и научную, публицистическую, мемуарную.
А какие аргументы к перечисленным направлениям подобрали бы вы? Делитесь в комментариях!
Чтобы перейти в мою группу Вконтакте с полезными материалами, жмите тут.