Найти тему

Аргументы для итогового сочинения 2020-2021 (часть 1)

Предлагаю вашему вниманию список художественной литературы, который можно использовать для аргументации собственного мнения по проблеме в итоговом сочинении 2020-2021.
Я разбила список на две части. Сегодня будем рассматривать первые три направления. Оставшиеся вы сможете увидеть в следующей статье.

1. Забвению не подлежит (события, которые повлияли на ход истории; общественные явления; известные произведения искусства; люди, изменившие общество). Я считаю, что это одно из простых направлений. Здесь от экзаменуемых хотят услышать рассуждения о событиях, которые невозможно забыть.

Примерные темы:

  • Какая личность может остаться в истории?
  • Почему важно сохранять памятники культуры?
  • Как вы понимаете фразу «рукописи не горят»?
  • Какое влияние оказывают исторические события на человека?
  • Почему важно помнить о подвигах своих соотечественников?

Литература:

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир» (универсальное произведение)
  2. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (реальная история подвига лётчика-истребителя А.П. Маресьева)
  3. Б. Васильев «А зори здесь тихие» (произведение про подвиг женщин на войне)
  4. Биографии великих людей, например, У.Айзексон «Стив Джобс» (история про создание компании Apple, которая изменила мир)
  5. С. Моэм «Луна и грош» (искусство, которое нельзя забыть)

2. Я и другие (межличностные отношения; проблема конфликта; понимание мироощущения себя внутри какой-то группы, общества, семьи). Думаю, многим выпускникам данная тематика не покажется сложной. Это направление про взаимоотношения абсолютно любого характера себя с кем-то другим.

Примерные темы:

  • Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
  • Почему важно быть терпимым?
  • Всегда ли нужно избегать конфликтов?
  • Может ли человек выжить без общества?
  • Почему люди не понимают друг друга?

Литература:

  1. Л.Н. Толстой «Анна Каренина» (личность Анны и её конфликты с обществом, на какой почве они произошли)
  2. Л.Н. Толстой «Война и мир» (универсальное произведение)
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (личность Онегина и его мироощущение внутри общества)
  4. М.С. Тургенев «Отцы и дети» (личность Базарова и его внутренние конфликты, конфликт Базарова и Кирсанова)
  5. А.С. Грибоедов «Горе от ума» (личность Чацкого, как он вписывается со своими внутренними конфликтами в общество, какие взаимоотношения он выстраивает с людьми)
-2

3. Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством). На мой взгляд, это одно из сложных направлений из всей пятёрки, потому что здесь от одиннадцатиклассников ждут рассуждений о меняющемся мире. То есть выпускники должны проанализировать причины и следствия этих изменений. Но при этом может попасться тема не только изменений в обществе, но и внутри человека.

Примерные темы:

  • Почему люди боятся перемен?
  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Сложно ли жить в эпоху перемен?
  • Зачем нужны перемены в обществе?
  • Почему перемены неизбежны?

Литература:

  1. М.А. Булгаков «Собачье сердце» (медицина, польза и вред прогресса)
  2. И.С. Тургенев «Отцы и дети» (конфликт Базарова и Кирсанова)
  3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (изменения внутри личности)
  4. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (автор рисует беспросветную картину развития постиндустриального общества, в котором книги находятся под запретом)

Ю.Н. Харари «Sapiens: краткая история человечества» (произведение о том, как ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него)

Важно! Обратите внимание, что в качестве примера можно использовать не только художественную литературу, но и научную, публицистическую, мемуарную.

А какие аргументы к перечисленным направлениям подобрали бы вы? Делитесь в комментариях!
Чтобы перейти в мою группу Вконтакте с полезными материалами, жмите тут.
-3