В истории трех танковых дивизий СС, а мы сейчас говорим о 2-й тд СС “Дас Райх” и о 3-й тд СС “Тотенкопф” и 5-й тд СС “Викинг” не слишком известны страницы тесно связанные с противостоянием танковым частям Красной армии в полосе обороны на территории Донбасса. Все это действо известно нам как Миус-фронт, который пытались прорвать советские войска несколько раз, и вот сразу после того, как удалось отразить операцию “Цитадель”, тут же советские войска, а именно 17 июля перешли в наступление.
Было задействовано три армии, однако ни одного крупного танкового соединения не было полосе наступления, это при том, что действовало в полосе наступления от 1000 до 1800 советских танков и САУ. Кроме того, были задействованы специальные танковые полки прорыва, в составе которых сражались танки КВ-1С, однако они оказались не слишком действенными. И все же, для командующего группой армий “Юг” Эриха фон Манштейна наступили сложные времена, ибо без оперативной паузы Красная армия начала свое ответное наступление. Лишь части трех танковых дивизий, одна из которых, а именно 5-я тд СС была в резерве могла спасти фронт от полного краха.
Особенно тяжело пришлось танковым частям в том сражении. Дело в том, что не была проведена грамотная артиллерийская подготовка, с ударом несколько поспешили, так что крупные немецкие противотанковые рубежи устранить не удалось. Поэтому даже тяжелые танки КВ-1 и КВ-1С шли на немецкие орудия, а с фланговым были атакованы частями дивизий СС. Кроме этого, крайне активно действовала немецкая авиация, так лишь за 19 число немцы в полосе 2-й гвардейской и 5-й ударной армий было сделано 3000 самолето-вылетов. Особенно пострадал 1-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва, который практически полностью был уничтожен входе двухнедельных боев.
Ударные части вводились неравномерно, показателен случай 2-го механизированного корпуса, который входе первых дней наступления вводил свои слишком медленно. В итоге, уже в первые дни части 5-й ударной армии потеряли 8 танков КВ, 11 танков Т-34 и еще 4 легких танка. За два дня же, с 17 по 19 июля, части 2-го механизированного корпуса потеряли 48 танков, из которых 40 приходилось на танки Т-34-76. Когда же прибыли части танковых дивизий СС, а это случилось под конец июля, то они перешли в атаку практически сразу, в итоге и Красная армия и части 2-го танкового корпуса СС понесли значительные потери. Особенно пострадала 3-я танковая дивизия СС “Тотенкопф”, которая за один понесла потери практически в пять сотен солдат и офицеров. ИЗ 211 танков корпуса в боях 30 июля 91 танк подбили, сколько было уничтожено неизвестно. В итоге, немцы со значительными для себя потерями остановили удар 3 советских армий, и нескольких мех.корпусов.
Стоит сказать, что только части 3-й тд СС(29 июля) имели изначально 89 боеготовых танков, среди которых было шесть танков “Тигр”, а уже к концу дня 31 числа оставалось лишь 6 боеготовых танков. И это потери лишь за 3 дня боев, вот такие схватки были тогда, не менее упорные, чем под Прохоровкой. Советская сторона подбитыми и уничтоженными потеряла 580 танков и САУ, но с 17 июля.