Найти тему

Пять блокадных дедов Морозов.

В канун Нового Года, как правило, вспоминают добрые истории, говорят о том хорошем и светлом, что произошло в уходящем году или в далеком и недалеком прошлом.

Тема Блокады не совсем подходит под эту праздничную тему, хотя и в истории осады Ленинграда есть герои, принесшие в город праздник.

Об одном из таких героев мы сняли небольшой ролик. Он рассказывает о шофере Максиме Твердохлебе, который доставил в блокированный город груз мандаринов для детей.

Мало, кто знает, что Максим был не единственным героем этой новогодней сказки для детворы блокадного Ленинграда. Естественно, что одного грузовика мандаринов для города было бы недостаточно. Легендарный рейс 390-го автомобильного батальона в памяти потомков сократился до одной машины Максима Емельяновича Твердохлеба. Водителей, севших за руль своих полуторок для доставки в город мандаринов, было несколько. Два водителя из «колонны дедов Морозов» оставили воспоминания об этом рейсе. Первый – Максим Емельянович Твердохлеб, второй – Семен Ильич Матека.

Имена еще троих шоферов упоминаются в воспоминаниях Семена Матеки. Это Михаил Васильевич Ляпкало, Василий Иванович Сердюк и Александр Павлович Бойкин. Скорее всего, водителей было больше, и есть надежда, что имена остальных участников рейса можно восстановить по документам 390-го автобата.

31 декабря 1941 года. Город в блокаде, высокая смертность, не хватает не только продуктов, но и снарядов, патронов и оружия для защиты города. Снабжение только через Ладожское озеро. И незначительные поставки авиацией. Опять же – проблемы с бензином. Что происходило в тот день, когда полуторки с праздничным грузом вышли на лед Ладоги?

Об этом свидетельствует документ из ЦВМА «Записные книжки капитана 1-ранга Нефедова по вопросам ледовой дороги»

В записках капитана 1 ранга Михаила Александровича Нефедова, начальника ледовой трассы (Военно-автомобильной дороги № 101) читаем запись:

“31.12.41 г. <...> нет горючего и этот кошмар тяготел над нами весь день и всю ночь».
Источник: «Записные книжки капитана 1-ранга Нефедова по вопросам ледовой дороги ЦВМА РФ г. Гатчина Фонд 505 опись 8 дело 46 коробка 391

В исследовании одного из лучших историков по теме ленинградской блокады Валентина Михайловича Ковальчука читаем:

“На 1 января 1942 г. продовольственные запасы Ленинграда для снабжения населения составляли:
муки — 980 т,
крупы и макарон — 334 т,
мяса и мясопродуктов — 624 т,
масла животного — 16 т,
масла растительного — 187 т,
прочих жиров — 102 т,
сахара — 337 т
Таким образом, ресурсы по всем основным видам нормируемых продовольственных товаров были почти полностью исчерпаны. По существовавшим тогда нормам снабжения этих запасов могло хватить всего на несколько дней (муки — на 2 дня, крупы — на 4 дня, мяса — на 9 дней, жиров и сахара — на 6 дней). Лишения, выпавшие на долю ленинградцев, были исключительными по своей тяжести. Голодная смерть беспощадно уносила тысячи человеческих жизней. В декабре 1941 г. в городе умерло около 53 тыс. человек, что превысило смертность в Ленинграде за весь предвоенный 1940 г.”

Источник: Ковальчук Валентин Михайлович. “Ленинград и Большая Земля. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941-1943 гг.”. Л., 1975 С.133.

То есть именно в то время, когда «ресурсы по всем основным видам нормируемых продовольственных товаров были почти полностью исчерпаны», через Ладогу, тратя бесценный бензин, рискуя жизнями людей, дают ход мандаринам для маленьких ленинградцев! Груз низкокалорийный и не стратегически важный. Вспоминается история с яблоками,рассказанная комиссаром управления Ленинградского фронта Андреем Дмитриевичем Окороковым:

“Однажды алмаатинцы прислали в подарок ленинградцам 8 тонн чудесных яблок. Во время очередного доклада А.А.Жданову я попросил:
- Прошу разрешения вне плана отгрузить яблоки.
- Для нас, - заявил Андрей Александрович, - восемь тонн муки важнее и нужнее яблок. Разрешаю отгрузить только тогда, когда будет перевыполнен план.
Через несколько дней, перевыполнив план, мы вывезли яблоки на берег, чтобы отгрузить их ленинградцам. Но начался налет, и все яблоки были уничтожены прямым попаданием бомбы...”
Источник: На дороге жизни: Воспоминания о фронтовой Ладоге / сост. П.Л. Богданов.Воениздат,1980 С. 449-450.

А в канун нового 42 года мандаринам дали зеленый свет! Незабываемый факт доставки в Ленинград пахнущих праздником фруктов подтвержден свидетельствами очевидцев,–как шоферов, которые их везли, так и детей,которые их получили. А вот исследования документов на эту тему нет, да и в разных источниках сведения об этом событии разнятся. В одних – мандарины привезли из Грузии, в других – из Абхазии.

Из всех теплолюбивых цитрусовых самым холодостойким является мандарин, поэтому не удивительно, что выбор пал именно на него. Но суметь организовать доставку фруктов в Ленинград к празднику… Напомню, что Тихвин был отбит у немцев 9 декабря, а сама тихвинская операция закончилась 30 декабря 1941 года. Возврат Тихвина позволил сократить “плечо” доставки грузов до Кобоны с 308 до 180 км.,но железнодорожное сообщение восстановить не успели, т.е. мандарины еще нужно было доставить до Кобоны практически по фронтовой дороге с обстрелами противника и налетами авиации. И сделать это быстро, пока не испортились экзотические плоды! И, скорее всего, этот вопрос решался на очень высоком уровне. Если разрешение на отгрузку яблок просили у Жданова, то и здесь Андрей Александрович должен был быть в курсе. В журнале посещений Жданова за 31 декабря 1941 года генерал Лагунов и член военного совета Соловьев были 2 раза, могли ли они обсуждать и доставку мандаринов к празднику? Самое вероятное, что эта задача была поставлена намного раньше, чем 31 декабря 1941 года. Надо было продумать всю логистику по доставке груза с юга СССР до Кобоны, то есть провезти через всю воюющую страну. Кстати, в литературной обработке воспоминаний Семена Ильича Матеки говорится, что мандарины грузили в полуторки из вагонов. Но этого быть на самом деле не могло, так как железнодорожное сообщение было нарушено и ветку до Кобоны еще не успели проложить. То есть долгое время мандарины везли на машинах или доставили на ближайший к Кобоне аэродром? Почему не доставили груз самолетом в сам город? Посчитали, что автотранспортом будет надежнее? Хоть несколько машин да дойдет до ленинградского берега? Возможно и так, по крайней мере это выглядит логично.

Возвращаясь к записям Нефедова, отметим, что в нем нет ни строчки про мандарины, а уж он-то был в курсе всего,что происходило на ледовой трассе: “Повезли оленей в Ленинград. Чего только мы не возили по нашей дороге!(07.03.42).

Дневник Нефедова – это крайне интересный документ, отражавший в большей степени проблемы трассы и те задачи, которые нужно было решить, чтобы сложный организм ледовой магистрали функционировал оптимально и не останавливался ни на минуту. А доставка мандаринов по Дороге Жизни, судя по всему, не стала проблемой и не нашли отражения в записках ее начальника. И это несмотря на то, что нужно было выделить на транспортировку «некалорийного» праздничного груза бензин, транспорт, шоферов.

Поэтому и не записал Михаил Александрович о проблеме с выделением бензина на этот рейс, потому что ее, проблемы, не было, хотя 3 дня спустя, 3 января 1942 года он записал:

“…держать горючее в постоянном запасе и никому его не давать "взаймы" или еще как-нибудь, пусть хоть подохнут, но не давать ”.

31 декабря 1941 года мандарины были нужны даже не детям, которым, действительно, были нужнее мука и макароны, мандарины были нужны Ленинграду, каждому его жителю и каждому красноармейцу, сражавшемуся на подступах к городу. У многих из них в городе оставались дети, родственники. Герой уникальной обороны острова Сухо на Ладожском озере 22.10.1942 Иван Гусев так вспоминал бомбежки города:

“Одно только не давало покоя. Моя семья жила в блокированном Ленинграде, голодном и холодном. Как она там? К тому же фашисты ежедневно бомбили и обстреливали город. И все это происходило буквально на моих глазах - далеко ли Кронштадт от Ленинграда? И, конечно, постоянное беспокойство о семье действовало угнетающе...”
Источник: Ладога родная [Сб.]. Л., 1969. С. 352.

Мандарины были маленьким чудом, тем самым праздником, которого ждали и жители, и защитники города. Символом того, что страна и ленинградцы не разделимы. И принятие положительного решения об этом нестратегическом грузе было естественным и человеческим желанием всех: и тех, кто руководил, и тех, кто исполнял. Это было НОРМАЛЬНО – в столь страшные и суровые времена везти детям мандарины к Новому Году. Мы знаем имена только пятерых шоферов, причастных к этому новогоднему подвигу, – Максим Емельянович Твердохлеб, Семен Ильич Матека, Михаил Васильевич Ляпкало, Василий Иванович Сердюк и Александр Павлович Бойкин. А очень бы хотелось узнать имена всех водителей, участвовавших в этом легендарном рейсе…

И есть надежда получить полный список легендарных дедов Морозов с Ладоги.

И если спустя 79 лет после этих событий мы можем назвать хотя бы пятерых водителей, то по-прежнему мы не знаем ни одной фамилии из тех , кто в столь сложные времена смог организовать эту военную новогоднюю сказку.

И поднимая бокал с шампанским, провожая старый год, давайте вспомним и этих пятерых водителей, и всех безымянных, причастных к волшебству появления мандаринов на праздничных столах блокадных ленинградских деток. Тем более, что в следующем году этому подвигу исполнится 80 лет!

С огромной благодарность Николаю Николаевичу Миронову за предоставленные фотографии и данные шоферов.