Диагональные каналы едва ли не самый популярный технический инструмент, который встречается в арсенале почти любого трейдера, не зависимо от стажа и квалификации. В основе его использования лежит попытка выяснить, куда направлен ценовой тренд. «Trend is your friend» – эта поговорка звучит рефреном в каждом учебнике по трейдингу. Многим кажется, что стоит только выявить главенствующее направление рынка и к нему присоединиться – тут же дела в торговле пойдут на лад. И если скользящая средняя просто покажет вам усреднённое направление за выбранный промежуток времени, то канал, имеющий две наклонные параллельные линии, имеет гораздо более важное практическое значение, потому что при пересечении с ценой будет показывать точки входа в рынок. Диагонали строят различными методами. Многие проводят их достаточно произвольно, не заботясь о точности. Как и любые другие уровни, которые видны всем участникам рынка, диагональные каналы предоставляют идеальную возможность для манипуляции поведением большинства.
Стремясь к универсализму, я всегда строил каналы, используя самый практичный метод, который только существует. Он разработан на основе исследований известного трейдера - В. Сперандео (Victor Sperandeo).
Вообще то говоря, сам Сперандео не рассматривал свой метод как алгоритм торговли в канале. Его интересовал поиск ценовых разворотов и тот момент, когда можно было бы присоединиться к начавшемуся новому движению без существенного риска. Сам автор назвал свою методику: построение линии тренда на "раз - два - три". Но нас сейчас будет интересовать то, как его идею можно применить, опираясь на ценовой канал.
Для этого нужно найти экстремум рынка, от которого развернулась цена. Для нисходящего канала это вершина волны покупок (точка 1 следующего рисунка).
После окончания движения 1-2, образовавшего максимум рынка, мы видим волну покупок 2-3, которая пыталась штурмовать новую вершину, но не смогла её преодолеть. Цена снова пошла вниз. Через точки 1 и 3 – то есть, через два ближайших максимума рынка, от которых разворачивалась цена, мы проводим верхнюю линию диагонали. Обратите внимание на то, что у нас может быть два и более экстремума как в районе точки 1, так и точки 3. Проводить линию надо так, чтобы она не пересекала какие-либо ценовые бары в пределах данной волны. Когда линия успешно построена, мы берём ещё одну, параллельную ей, и откладываем вниз на самый удалённый минимум рынка, который находится между точками 1 и 3. В графических программах для этого удобно пользоваться процедурой копирования или клонирования фигур. Нижняя линия так же не должна в момент построения пересекать никаких ценовых баров. В противном случае, надо взять другой минимум. Если подходящий экстремум подобрать невозможно, значит, канал в текущих условиях ещё нельзя построить. Такое бывает, если цена находится в ярко выраженном боковике. Об этой фазе рынка у нас будет потом отдельный разговор.
Трейдеры, изучавшие технический анализ, могут задать вопрос, почему я остановился на методе построения Виктора Сперандео, а не на линиях тренда Тома ДеМарка. Их открытие наделало в своё время много шума. Если коротко, то мне они не подходят по двум причинам. Во-первых, их постоянно требуется корректировать, потому что в техническом анализе постулируется нормальность неоднократного пробоя понижательных трендов вверх и повышательных вниз без, собственно, факта разворота тенденции. Таким образом, в техническом анализе грань между разворотом тренда и коррекцией очень зыбка. Том ДеМарк придумал своё толкование, казалось бы, для того, чтобы устранить неясности в этом вопросе, но в итоге, теперь для слежения за трендом и перестроения линий требуется вводить целых два дополнительных параметра (количество вершин и количество закрытий баров после пробоя действующей линии тренда). И этот фактор есть вторая причина, по которой мне не хочется использовать данный метод. Потому что, вообще говоря, параметры эти вам придётся вводить от балды и экспериментировать с ними, как с каким-нибудь индикатором. Это обнуляет все плюсы повышения точности построения. В рынке и так слишком много неоднозначности, и победит его тот, кто сведёт торговлю к ограниченному чёткому набору правил. Далее приведу цитату из книги Джека Швагера «Технический анализ» о выборе параметров для построения тренда по методу ДеМарка. «Однако не существует «правильного» или «ошибочного» выбора значения N; это сугубо вопрос личных предпочтений. Мы приглашаем читателя поэкспериментировать с построением трендовых линий, используя различные значения N. Каждому трейдеру будет удобно работать с определёнными величинами N и неудобно с другими».
На картинке выше показан вариант понижательного тренда по Т. ДеМарку с двумя последующими корректировками.
Каждому трейдеру, хотел бы я отметить, будет удобно работать с теми инструментами, которые однозначно дают на рынке положительный результат и неудобно с теми, которые не своевременно определяют рыночные развороты или дают ложные сигналы о разворотах. Так что, продолжаем строить линии тренда "по Сперандео".
Теперь проведём для примера растущий диагональный канал (на следующем рисунке). Тут делаем всё наоборот: находим минимум рынка, который стал началом волны вверх, проводим линию через него и следующий минимум, расположенный выше, так, чтобы наше построение не перекрывало ценовые бары. Потом откладываем параллельную линию на максимум рынка, находящийся между точками 1 и 3. Если всё понятно, проделайте несколько построений на любом торговом активе. Это просто, но всё же, необходимо приобрести твёрдый навык.
А теперь попытаемся не только найти во всем нагромождении разнонаправленных баров тренд, понятный для большинства, но и разобраться, как большинство работает с данной технической фигурой. Прежде всего, я ещё раз хочу напомнить, что диагональные каналы являются трендами для большинства трейдеров, того самого большинства, у которого в итоге «умные деньги» эти самые деньги будут стремиться забирать.
Итак, если цена подходит к нижней границе диагонально растущего канала, большинство будет покупать по одному из двух вариантов: либо по простому касанию линии канала, либо, дождавшись отбоя от него и закрытия вверх, скажем, пятиминутной свечи. Если цена приближается к верхней границе растущего канала, ожидание толпы будет на откат, обратно, к нижней границе, стало быть, единственное, что они будут делать у верхнего края, это не делать ничего. Их покупательная активность прекратится. Наоборот, некоторые особо горячие головы даже начнут входить в продажи, рассчитывая заработать на контртренде. Далее, если цена вдруг сделает рывок вверх и пробьёт растущий канал, что можно наблюдать на рис. после точки 3, это для толпы будет самым сильным покупным сигналом. Они начнут входить в лонг на пробой, по рынку, по закрытию пробивного бара покупок, по возвращению цены к пробитой диагонали и иными возможными способами.
И последний вариант расторговки, который возможен с диагональным растущим каналом. Цена может пробить его вниз, что так же имеет место на рис. выше. В этом случае, для большинства тренд вверх станет считаться отменённым. Теперь они будут стремиться зашортить. Вот, собственно, и все хитрости.
Изобразим сказанное в виде схемы на следующем рисунке. У нас есть три точки, в которых толпа покупает, причём точка 6 – место рынка для ажиотажного спроса. И две точки, в которых толпа может продавать. Соответственно, позиций "умного игрока" в данных местах рынка в указанных направлениях быть не должно.
Для обратной ситуации – диагонального снижающегося канала, будет верно всё то же самое, только применённое наоборот (следующий рисунок).
А теперь, что для нас из этого следует? Диагональные каналы, наряду с линейными уровнями, о которых, возможно, мы поговорим в дальнейшем, являются универсальными мотиваторами для большинства участников рынка на вхождение в торговлю. И именно теми "рыболовными крючками", за которые биржевой график цепляет трейдеров, чтобы затем пойти против их позиций. Прибыльная торговля - путь избранных. Нужно стараться находиться всегда на стороне "умного меньшинства", которое и уносит с рынка деньги остальных. Подробнее об использовании каналов для торговли и понимания таких вещей, как перекупленность и перепроданность - в моей следующей публикации.