На днях по новостям прошла информация, что правительство рассматривает эмиссию цифрового рубля.
Одновременно с этим - планируется перевод пенсий на этот цифровой рубль.
Новость прекрасная, т.к. реализация инициативы позволит, наконец, выкинуть на мороз толпу неэффективных дармоедов из Пенсионного фонда, отменив его как сущность и переложив его функции на регулятор.
Кроме того, это даст возможность эмиссии (в РФ дефицит М2), которая эффективно пойдет в реальное потребление. Цифровые пенсии не создают риск повторения финансового пузыря как в США, когда 80% средств прямиком идет на финансовый рынок, минуя реальный сектор (отсюда их инициативы с "вертолетными деньгами" - даже такой корявый инструмент в итоге эффективнее других мер поддержки).
Контрольная функция для пенсионных программ сведется к разработке несложных скриптов, повысит прозрачность и скорость.
Также в этом году запущен Маркетплейс - совместный проект ЦБ и Мосбиржи. И это еще один этап для подготовки революции. Его суть в том, что формируется единый оператор средств клиента - ЦБ. А функции банков, финансовых и страховых компаний сводятся у деятельности "подрядчика": они берут через ЦБ средства клиентов на время, для депозитов, карточных услуг и прочего. И отчитываются за них там же.
В итоге мы идем к потенциально очень эффективной конструкции: когда ЦБ является основной платформой для расчетов, мониторинга и контроля. "Владельцем рынка", на котором финансовые институты предлагают свои услуги. И расчетным центром при покупке этих услуг.
Система быстрых платежей - идеальная основа для расчетной функции платформы, подконтрольная ЦБ же.
Практически "идеальный рынок", как в учебниках экономики.
У банков и финансовых компаний резко сокращается инструментарий для влияния на этом рынке, снижаются возможности удержания клиентов, и, как следствие - маржа и доходы.
Потому Сберкасса всеми силами пытается саботировать СБП, Маркетплейс и подобные инициативы. Это подрывает их бизнес-модель, когда основная прибыль формируется через нерыночные преимущества, недоступные другим игрокам: доставшаяся в наследство филиальная сеть, огромный объем бесплатных или крайне дешевых активов в виде "мертвых" денег, бюджетных средств и прочих обязательств типа Павловской реформы, по которым они не спешат рассчитываться. Без этого будет очень сложно показывать "эффективность".
Но среди всей этой благости сидит огромная даже не ложка, а огромная бочка дегтя: ЦБ становится "Суперрегулятором". С супер-возможностями, которые ограничены только законодательством. А законодательство у нас имеет массу лакун в части ЦБ. По факту организация не подчиняется никому. И не несет ответственности за ошибки и неэффективную работу.
И это надо менять как можно быстрее. Без этого создание суперрегулятора принесет больше вреда, чем пользы.
Поэтому первостепенные задачи уже в 2021 году: существенная корректировка закона о ЦБ, причем не только в части цифровых активов и взаимодействия с банками/финансовыми и страховыми компаниями, но и в части подчиненности, задач и ответственности за их исполнение.
И только потом - окончательное становление суперрегулятора.
Если же этап подготовки будет упущен или реализован некачественно или не до конца, то мы получим огромную неподконтрольную проблему, на фоне которой 1998 год покажется детским утренником. С разницей, что "Геращенки", который придет и приведет все в порядок, у нас в моменте не вижу.